Историю Руси-России трудно представить себе без колокольного звона. Колокола призывали верующих на молитву, собирали вече, предупреждали о бедствиях и возвещали радость. Наши предки верили в целительную силу колокольного звона, а в современной музыкотерапии «колоколотерапия» составляет отдельный раздел. Считается, что даже прослушивание аудиозаписи колоколов оказывает благотворное влияние.
Научные исследования подтверждают положительное воздействие звучания колоколов на организм человека и окружающий мир. Некоторые ученые обосновывают это воздействие ультра- и инфразвуковыми колебаниями в частотном спектре колокола, другие объясняют его микролептонной теорией. Общего мнения нет — однако исследования продолжаются, и нас наверняка ждут новые открытия в этой интересной сфере!
В наше время колокольный звон сопровождает определенные моменты богослужения в русских православных храмах, а на Пасхальную неделю праздничный трезвон можно услышать почти каждый день. В некоторых храмах по традиции разрешают звонит прихожанам:
Колокола «звучат» и во многих произведениях русской музыки, от детских песен («Тили-бом, тили-бом, загорелся кошкин дом») до масштабных симфоний. Особенно много «колокольности» в творчестве Сергея Васильевича Рахманинова: колокольным звоном начинается знаменитый Второй фортепианный концерт:
Пасхальный перезвон звучит в «Светлом празднике» (четвертой части Первой сюиты для двух фортепиано):
Колоколам посвящена поэма ор.35 для смешанного хора, трёх солистов (сопрано, тенора и баритона) и оркестра, написанная Рахманиновым в 1913 году на слова одноимённого стихотворения Эдгара По в переводе К.Бальмонта. Четыре части поэмы «Колокола» — это четыре картины разного настроения, рассказывающие о разных этапах человеческой жизни. И очень по-разному звучит в каждой из них колокольный звон:
Рахманинов в своих произведениях подражает колокольному звону посредством других музыкальных инструментов. Однако иногда можно услышать в произведениях русских и зарубежных композиторов настоящий колокольный перезвон. Впервые в симфонической партитуре применил колокола Луиджи Керубини еще в конце XVIII века. А в русской оркестровой музыке колокола впервые прозвучали в финале оперы Михаила Глинки «Жизнь за царя», в знаменитом хоре «Славься...»:
Пусть же праздничный перезвон чаще звучит в сердце у каждого из нас, исцеляя и душу, и тело!
~~~
Если статья вам понравилась — не забудьте поставить лайк и поддержать канал подпиской)
А здесь можно почитать о немузыкальных увлечениях Рахманинова: