Дмитрий Федорович Поляков окончил Киевское артиллерийское училище, в 1943-м году стал офицером артиллерийской разведки, дошел до Берлина, расписался на рейхстаге.
После войны окончил разведывательный факультет в академии Фрунзе, получил назначение в США. Изначально у Полякова все складывалось благополучно и на службе, и в семье, но внезапно заболел его 3-летний сын. Тяжелейший грипп дал осложнение на сердце. Спасти ребенка могла только дорогостоящая операция, которая была сделана. Однако вскоре потребовалась вторая операция, на повторную операцию денег не было. И ребенок умер.
Вполне вероятно, это событие в жизни Полякова, стало толчком для предательства.
В 1951-м году Дмитрий Поляков, сотрудник ГРУ (ГРУ -- Главное разведывательное управление) генерального штаба вооруженных сил СССР, под видом представителя нашей страны был командирован в ООН.
Эта трагедия привлекла внимание внешней разведки США. В первую очередь американцев интересовали военные секреты СССР, вербовка офицера генерального штаба стала бы крупной удачей для ЦРУ. Ради этой задачи спецслужбы США не жалели ни сил, ни денег.
В Нью-Йорке по линии разведки Поляков курировал деятельность нелегалов. Он встречался с ними, получал информацию, передавал деньги и новое задание. ЦРУ признало его работу успешной, американцы вели за ним слежку, собирали информацию об образе жизни, фиксировали все подробности, следили за его покупками и расходами.
В 1958-м году Полякова отправили в Германию. Здесь агенты ЦРУ окончательно убедились в его принадлежности к советской разведке. Тем временем, Поляков продолжил свое продвижение по службе. В октябре 1959 года Поляков приехал в Америку в звании полковника.
16-го ноября 1961 года Поляков сам обратился к руководителю военной миссии при штабе ООН генералу О'Нейли с просьбой организовать встречу с кем-нибудь из американских спецслужб. Через несколько дней на имя Полякова пришло официальное приглашение на прием, на котором он договорился встретиться на улице с сотрудником американских спецслужб.
На встрече американский сотрудник назвал его подсадной уткой КГБ, а также попросил назвать фамилии советских шифровальщиков, работающих под крышей ООН. И Поляков выполнил его просьбу, он выдал всех, кто интересовал американцев.
4-го декабря 1961 года Полякова пригласили на конспиративную квартиру ФБР. За ужином были согласованы все детали работы на своих новых хозяев. Теперь Поляков стал агентом "Цилиндром". В этот же вечер Поляков назвал имена трех нелегалов, которых курировал более 20 лет.
Первыми жертвами предателя стали супруги Соколовы, которые давно легализировались в США. Однако они не успели приступить к работе: их арестовали. Кроме того Поляков сдал завербованных агентов США.
Информацию из Москвы Поляков передал через тайник, в контейнере, изготовленном в виде кирпича. В контейнер предатель заложил фотографии, сделанные в Генеральном штабе.
Информация Полякова стоила огромных денег, сотрудники ЦРУ считали её бесценной. Однако Поляков за свою работу не требовал больших денег, а довольствовался малым, он получал 3000 долларов в год. Агент "Цилиндр" вел себя осторожно, он избегал прямых контактов с американцами.
Осенью 1965 года Полякова отправили в очередную командировку за границу. 3-го октября 1965 года Поляков вылетел в город Рангу (Таиланд). Работа за рубежом облегчала работу шпионом.
В 1969-м году Полякова повысили -- теперь он стал начальником китайского отдела разведывательного управления. В это время сотрудники ЦРУ во всем полагались на Полякова.
Во время приема сотрудник посольства США подошел к Полякову, и при рукопожатии вложил контейнер в руку. Полковник решил, что это провокация со стороны американцев. После этого он долго не выходил на связь со своими новыми хозяевами.
Вскоре Полякова отправили в Индию в должности военного атташе. Дмитрий быстро освоился в этой стране. В этот период времени Полякову присвоили звание генерал-майора, его наградили вторым орденом Красной Звезды.
После возвращения из Индии предателя назначили в военно-политическую академию, главную кузницу кадров советской разведки. Теперь он знал всех слушателей этой академии, их настоящие имена.
Ещё в Индии Поляков получил от ЦРУ портативный радиопередатчик. E КГБ такой аппаратуры не было, именно по этой причине не могли расшифровать передачи в ЦРУ.
Тем временем контрразведка проанализировала провалы в агентуре, и пришла к выводу, что предательство связано с одним из работников ГРУ, работавших в начале 60-х годов в США. В поле деятельности контрразведки попало более 100 человек, но Полякова среди них не было.
После тщательного анализа контрразведка потребовала расширить круг подозреваемых, на этот раз в него были включены и генералы, а под номером № 9 значился Поляков. Им заинтересовались основательно. В его кабинете в Индии был обнаружен фотоаппарат, который невозможно купить в свободной продаже ни за рубежом, ни в СССР.
Полякова на время проверки перевели в институт русского языка и литературы. Американцы предложили бежать Полякову в США, но он отказался. Летом 1986 года проверка в аппарате ГРУ завершилась. Круг подозреваемых сузился до одного человека -- Дмитрия Полякова.
Полякова пригласили в военно-политическую академию, где он был задержан. Все его вещи были сразу изъяты, его переодели в спортивный костюм, и отправили в следственный изолятор КГБ в Лефортово.
В следственном изоляторе сразу начались допросы. Предатель рассказал обо всех тайниках, о своих связях с американцами.
Дело Полякова рассматривал Верховный Суд СССР. Ущерб, нанесенный предателем, был огромен. Поляков поставлял ЦРУ сведения о новых видах вооружения в СССР, выдал 19 советских разведчиков-нелегалов, более 150-ти агентов из числа иностранных граждан, раскрыл принадлежность к ГРУ и КГБ боле 1 500 советских офицеров.
В марте 1988 года предателю Полякову вынесли высшую меру наказания.
В мае 1988 года в Москве Горбачев встретился с Рейганом. Во время переговоров Рональд Рейган попросил помиловать или обменять бывшего генерала ГРУ Полякова, но приговор привели в исполнение: в то время долго не тянули.
,