№15/2023. Препарируем псевдо-аудиофильское издание альбома Depeche Mode «Memento Mori», обещающее отсутствие «кирпичей в ушах».
Also available on: Telegram, VK & DAstereo
Всем привет!
В начале апреля в рассылке с анонсами новых CD-релизов появилось интригующее сообщение: Depeche Mode «Memento Mori» (2023) Audiophille Sound, DR10 — без «кирпичей» в ушах.
Об отечественных пиратах-импортозаместителях в блоге уже выходил обзор, из которого можно узнать, в том числе, и о нетривиальном подходе к формированию каталога. Например, в России на CD были изданы такие альбомы, как The Doors «Paris Blues» и Roger Waters «The Lockdown Sessions» — не имеющие легального эквивалента на этом носителе.
Учитывая, что динамический диапазон официального издания «Memento Mori» как на CD, так и в Hi-Res совсем не блещет «аудиофильностью» (DR4), стало очевидно, что без самодеятельности не обошлось и на этом релизе.
Мне уже встречались в сети любительские Restored- и Decliped-версии некоторых перекомпрессированных альбомов. Более того, алгоритмы профессиональных аудио-редакторов позволяют проводить подобные манипуляции даже в автоматическом режиме. Результат таких вмешательств не могу оценить однозначно: ведь даже фарш в мясорубке обратно не провернёшь.
DR — это разница между пиковыми уровнями и среднеквадратичным значением уровня звука в альбоме или треке (RMS). Чем выше этот показатель, тем фонограмма воспринимается более богатой, насыщенной и наполненной мельчайшими звуковыми нюансами. И, соответственно, наоборот.
Если вы впервые обо всём этом слышите, вот шпаргалка, которая описывает «совместимость» стилей музыки и DR. Зелёные ячейки говорят об эталонном звучании, желтые — о нормальном (приемлемом), а красные — ничего кроме bad и poor не обещают:
Впрочем, вот уже второй десяток лет подавляющее большинство всех выпускаемых музыкальных релизов имеет низкий уровень DR. Что не удивительно, ведь музыку всё чаще слушают в наушниках-затычках, блютуз-колонках или через штатный динамик смартфонов. И везде она должна звучать разборчиво (читай — громко; см. Loudness War). 0,02% населения мира, относящихся к условным «аудиофилам», индустрия в расчёт, разумеется, не берёт.
Кстати, про «аудиофилов». При оценке или сравнении аудио-аппаратуры в профессиональной среде принято использовать фонограммы с высоким уровнем DR. Я тоже долгое время придерживался этого правила, да и в целом в фонотеке старался избегать записей с Low Dynamic Range (LDR; они у меня «не играли»). Пока в ходе апгрейдов своей системы не добился их корректного воспроизведения. Получается: лучше всего уровень системы показывают не «аудиофильские» записи, обладающие широким динамическим диапазоном, а именно LDR («играть» должны и те, и другие — иначе о новой музыке можно просто забыть).
В общем, релиз «без кирпичей» я никак не мог оставить без внимания. Тем более — как раз хотел рассказать о методике, которую использую для проверки качества компакт-дисков.
Потребуется компьютер или ноутбук, оснащенный CD-приводом, и пять программ: Nero DiscSpeed, Tau Analyzer, Exact Audio Copy, foobar2000 и Adobe Audition.
Итак, запускаем диск...
Nero DiscSpeed
Эта программа позволяет провести тест поверхности диска, причём в двух режимах. Стандартный тест чтения:
…и расширенный тест C1/C2 – PI/PO:
Всё в порядке, двигаемся дальше.
Exact Audio Copy (EAC)
Программа для копирования компакт-дисков на ПК. Во многих аудио-комьюнити единственно правильными считаются рипы, снятые с помощью EAC в виде «образа диска» (.image + .cue).
Рип с препарируемого диска нам потребуется позже — для изучения в аудио-редакторе. Одновременно — перепроверим результаты теста чтения:
Без проблем.
Мы убедились, что сам носитель в порядке. Теперь будем проверять фонограмму.
Tau Analyzer
Программа для определения подлинности треков. На основе наличия в записях артефактов «сжатия с потерями» она делает предположение о том, что является источником — исходная студийная запись или копия в lossy. Лет 20-ть назад программа была очень актуальна, когда даже лицензионные диски могли «состряпать» из чего попало (с копии на минидиске или даже из mp3).
Подавляющее большинство треков на диске идентифицированы как MPEG (=lossy). Но не будем торопиться с выводами.
Дело в том, что за «сжатие с потерями» программа может принять дефицит высоких частот (ВЧ) в спектре фонограммы, хотя этот факт не всегда говорит о сомнительном происхождении источника. Например, известны случаи, когда диски, изданные в 1980-е гг., Tau Analyzer маркировал MPEG’ом.
Второй момент: вкладка «ISRC Info» осталась неактивной. Однозначный признак, указывающий на то, что фонограмма взята не с оригинального CD. Обычно на пиратских репликах («один-в-один») коды ISRC можно прочесть, поскольку они «зашиты» в сами аудио-дорожки.
Зафиксируем полученные результаты. Вскоре ситуация прояснится.
foobar2000
От этого аудио-плеера нам потребуется только утилита Dynamic Range Meter, чтобы сделать замер динамического диапазона:
DR10 — всё как обещали.
Adobe Audition
Анализируем полученный ранее образ диска. Сначала — уровень записи:
«Кирпичей» не наблюдается. Чего не скажешь об оригинальном CD (рип взят из сети):
А теперь самое интересное — частотный спектр. Пиратский диск:
Оригинальный диск:
О-па! Так вот, почему Tau Analyzer посчитал треки MPEG'ами. Увеличивая динамический диапазон, Restored/Decliped-алгоритм катком проехался по частотному спектру…
Отдельно рассмотрим спектр трека «Ghosts Again». Вариант «без кирпичей»:
Оригинальный диск:
Как говорится, без комментариев. Графики говорят сами за себя.
Резюмируя:
На моей системе «улучшенный вариант» в сравнении с рипом оригинального CD звучит мутно, вовлечение в музыкальный материал значительно ниже, а деградация частного спектра нивелирует профит от фантомного увеличения динамического диапазона.
Хотя и не спорю, что в аудио-системах среднего уровня (я не про цену компонентов, если что, а про подход к их подбору и согласованность между собой) ситуация будет обратная.
***
Предложенную методику можно использовать для оценки любого компакт-диска. Разумеется, если на то есть объективные причины. Или, как минимум, из любопытства.
Ранее в блоге уже выходили обзоры CD с применением данной методики. Если вы недавно присоединились к комьюнити druzhinin audio, загляните в архив:
Всем хорошего звука! До новых встреч.
Почта для связи: nevermindwork (собака) yandex (точка) ru
Если вам понравился материал, поставьте лайк и подпишитесь на канал — в Дзене или Telegram. А еще есть паблик на VK (и не только), а также собственный столик в баре DAstereo.