Найти в Дзене

Чтобы Помнили! Страницы Истории Музыкальной Эстрады Узбекистана. "ВОСТОЧНАЯ ВОЛНА» ГРИГИ ПУШЕНА

Оглавление
В 70-х годах прошлого века в советском джазе и на эстраде благодаря творчеству нескольких среднеазиатских ансамблей сформировалась «восточная волна», одним из ярких представителей которой стал ташкентский ансамбль АСМ/«Анор» под руководством выпускника Ташкентской консерватории Григория («Григи») Пушена. Поясню, в Ташкенте его звали «Грига» - это прозвище относится к советскому периоду, в США, куда он переехал после распада СССР – Грег. В таком порядке Григорий Пушен именуется в этом материале.

СНАЧАЛА БЫЛИ ТАШКЕНТСКИЕ «СКИФЫ»

Григорий «Грига» Пушен (бас-гитара) и Алексей Козленко (гитара)/(сейчас в Канаде) создали ансамбль в 1970 г., когда и Ташкент накрыла волна молодежного увлечения рок-музыкой.

Один из составов группы "Скифы": Слева направо: Рахим Арифходжаев, Алик Козленко в прыжке, Грига Пушен, Сияр ?, Игорь Катеринич.
Один из составов группы "Скифы": Слева направо: Рахим Арифходжаев, Алик Козленко в прыжке, Грига Пушен, Сияр ?, Игорь Катеринич.

Как вспоминает известный ташкентский меломан Владимир Фетисов, кроме «отцов-основателей» в группу вошли Валерий Нойкин (вокал, клавишные), Александр Зурабов (ударные) и Валерий Трошков (звукорежиссёр, сейчас живёт в Латвии). К воспетому Александром Блоком древнему племени, название группы отношения не имеет. Это аббревиатура словосочетания Спортивный Клуб Института Физкультуры, где учился Козленко. Там и был создан ансамбль «Скифы». Позже к нему присоединился виртуоз Олег Чесноков, которого называли тогда одним из лучших гитаристов СССР. Сейчас Олег живёт в Москве. Работает как сессионный и студийный гитарист. Выступает в стилях: блюз, джаз, рок.

«СКИФЫ» в то время считались одной из лучших ташкентских рок-групп. Народ ломился на их выступления. Однажды на концерте в Доме Знаний (популярном месте у любительских ансамблей, где работали администраторами замечательные дамы-энтузиасты) фанаты просто вынесли двери. Говорят, несколько их песен неизвестно как даже попали на радиостанцию «Монте Карло». Как видим, уже тогда в Ташкенте умели писать «живую» музыку на пленки.

Тем временем Ташкентский обком комсомола затеял Первый областной фестиваль-конкурс эстрадной политической песни «Мы-интернационалисты», приуроченный к 100-летию со дня рождения В. И. Ленина. На том конкурсе главными конкурентами оказались «Скифы» и «ВИА ТТХИ», который впоследствии прославился как «Ялла». Оба ансамбля разделили первое место.

Григорий Пушен вспоминал, что «Скифов» даже приглашали в ЦК комсомола республики и предлагали «роль» будущей «Яллы» с переводом из спортивного института в театральный вуз. «Скифы» отказались.

«Апофеозом и заключительным аккордом в истории группы, - рассказывает Владмир Фетисов, - был концерт в ДК "Октябрьской Революции", где они исполняли музыку Led Zeppelinn, Deep Purple и Джимми Хендрикса, зрители были в экстазе».

БАС-ГИТАРИСТ «ЯЛЛЫ»

«Грига» Пушен тогда был одним из лучших бас-гитаристов Ташкента. В начале 1973 г., его пригласили в «Яллу», где он стал самым молодым участником группы. «Скифы» играли другую музыку нежели в «Ялле», но она была интересна по-своему. До 1978 г. выступал в составе «Яллы», делал аранжировки многих популярных композиций ансамбля. С «Яллой» ездил на гастроли по стране, сначала, как говорится, по родным кишлакам, потом в в 1973 г. Ленинград, как участник только что созданного Батыром Закировым Ташкентского мюзик-холла, а оттуда в ГДР на X Всемирный фестиваль молодежи и студентов в Берлине. Затем гастроли в Болгарии, Румынии, Польше… «Работа в «Ялле», - рассказывает Григорий, сыграла очень благотворную роль в моей музыкальной биографии. Во время поездок я встречался с ненашими музыкантами и много полезного извлек из этих встреч».

Музыканты «Яллы» в Берлине на Фестивале молодежи и студентов (1973 г.). Слева направо: Алиаскар Фатхуллин (клавишные), Виталий Зубарев (гитара), Григорий Пушен (бас гитара, вокал), Наргиз Байханова (вокал), Шахбоз Низамутдинов (вокал), Владимир Шерин (ударные), Евгений Ширяев (худ.рук.), Исмаил Джалилов (вокал). За пределами кадра случайно остались Фарух Закиров и Игорь Халиков. Фото: Guenter Gueffroy, Berlin
Музыканты «Яллы» в Берлине на Фестивале молодежи и студентов (1973 г.). Слева направо: Алиаскар Фатхуллин (клавишные), Виталий Зубарев (гитара), Григорий Пушен (бас гитара, вокал), Наргиз Байханова (вокал), Шахбоз Низамутдинов (вокал), Владимир Шерин (ударные), Евгений Ширяев (худ.рук.), Исмаил Джалилов (вокал). За пределами кадра случайно остались Фарух Закиров и Игорь Халиков. Фото: Guenter Gueffroy, Berlin

После того как первого руководителя «Яллы» Евгения Ширяева назначили художественным руководителем «Узбекконцерта», «Грига» на рубеже 1978-79 гг., покинул ансамбль. Ялла» в то время переживала творческий кризис, его участники по-разному видели будущее ансамбля и каждый из них пошел своей дорогой.

Фарух набрал фактически новый состав, в котором музыканты придерживались в целом тех же взглядов, что и он. В конечном итоге, Фарух сумел с успехом использовать накопленный к тому времени творческий потенциал и вместе с единомышленниками возродить ансамбль в новом качестве с многообещающим будущим.

«Уход «Григи» из коллектива не был демаршем, просто он решил открыть свою студию, заняться аранжировками, собственными проектами, сотрудничая время от времени с разными коллективами.

ЭПИЗОД В НАВОИ

После «Яллы» Грига одно время играл в ансамбле «Садо». В ДК «Фархад» г. Навои случился опасный эпизод, во время которого Пушен фактически спас жизнь одной из солисток «Садо» Миле Романиди. Вот как она сама рассказывала об этом в одном из интервью: «В тот вечер … я готовилась к саундчеку. Вышла… проверить микрофон. Взяла его правой рукой, левой – металлическую стойку, на которой он держится. Но провод где-то коротнул и меня пробил разряд тока. Мгновенная темнота и я куда-то улетела… Полная темнота, я ничего не вижу, набрала воздуха, а вдали тоннель яркий. И потом уже вижу себя, с меня спадают туфли на сцене. Как будто видела себя со стороны и понимала все, что происходит. Кто-то выбил микрофон из моей руки. А бас-гитарист Григорий Пушен... стал делать непрямой массаж сердца... Пока оживляли, сломали три ребра. Но главное – запустили сердце». Григорий, однако, уточняет, что Мила коснулась софита, а он начал делать искусственное дыхание.

ДК «Фархад», г. Навои, где Григорий Пушен спас жизнь Миле Романиди («Садо»)
ДК «Фархад», г. Навои, где Григорий Пушен спас жизнь Миле Романиди («Садо»)

АНСАМБЛЬ СОВРЕМЕННОЙ ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЙ МУЗЫКИ

Магистральным направлением Пушена в те времена стал Ансамбль Современной Инструментальной Музыки. Он работал от Узбекконцерта. Играл электронный джаз рок, гармонично соединяя в своих произведениях экспериментальное звучание с традициями азиатского мелоса на основе импровизаций. В течение двух лет АСМ побывал во многих республиках СССР, в Венгрии, Индии, ФРГ, Югославии, на Украине. В 1982 г. Григорий Пушен создал в Ташкенте студию звукозаписи, продолжая писать песни и делать аранжировки. Концерты АСМ превращались с своеобразные беседы о джазе, «Грига», обычно, комментировал то, что играл ансамбль.

В 1985 г. после победы АСМ на ташкентском конкурсе «Джаз сквозь время» коллектив сформировался в таком составе: Григорий Пушен (бас-гитара), Юхан Бинаминов (гитара, ситар, национальные инструменты), Семен Мордухаев (саксофон), Адюр Якубов (клавишные), Батыр Ташходжаев (гиджак) и Андрей Перцев (ударные). Андрей впоследствии уехал в Москву, где сначала выступал в группе «ЭВМ», а потом перешел в «Черный кофе».

В мае следующего года на международном джазовом фестивале «Тбилиси-86» ансамбль под управлением Григи Пушена был провозглашен «Открытием года». АСМ, так стали называть ансамбль в СМИ, был признан самым зрелищным коллективом фестивале.

Ансамбль «Григи» Пушена стал одним из наиболее ярких представителей «восточной волны» в советском джазе, в число которых также входили ферганские ансамбли «Сато» и «Радуга», алма-атинские - «Бумеранг» и «Медео», туркменские - «Гунеш» и «Фирюза»…

«Восточная волна» в СССР тогда была под влиянием стиля фьюжн, с характерным для него электронным звучанием и соединяющего в себе джаз с другими стилями от рока до этнической музыки. В звуковой гамме ансамбля критики, как правило, выделяли виртуозную бас-гитару. Один из основателей Международной джазовой федерации при ЮНЕСКО, известный советский джазовый критик Алексей Николаевич Баташов в аннотации к альбому писал: «Выступление ансамбля Грига Пушена на… тбилисском джаз-фестивале… показали наиболее сильную сторону его репертуара, содержащую эксперименты с узбекскими мелодиями и ритмами, фольклором Хорезма и Памира. «Мусульманский джаз», - так в Тбилиси назвали иностранные гости ташкентский ансамбль, к тому же выступавший в национальных костюмах. У «Анора» современная электронная аппаратура зачастую используется для того, чтобы звучанию обычных струнных и клавишных придать тембры народных инструментов. Синтезатор звучит как узбекская флейта най; гитара имитирует то дутар, то ситар, то танбур. Сопрано-саксофон пронзителен, как сурнай, что также придает музыке национальный оттенок. Экзотическое, неожиданное для джаза звучание».

Интервью Григория Пушена газете «Комсомолец Узбекистана» (1987 г.)
Интервью Григория Пушена газете «Комсомолец Узбекистана» (1987 г.)

Музыканты много экспериментировали в поисках своего места на «восточной волне». В интервью для газеты «Комсомолец Узбекистана», когда мы беседовали с Григом в июле 1987 г., он назвал главной движущей силой ансамбля «умение по-новому взглянуть на «авангард» и «фьюжн». В этом он видел стратегическую линию развития коллектива.

Были ташкентские музыканты, которые критически относились к новому коллективу. «Ялла», к слову, в том числе. А вот третий секретарь по идеологии ЦК КП УзССР Рано Хабибовна Абдуллаева (она курировала культуру), когда услышала новый коллектив в первый раз, сказала: «Это непонятно, но нам это нужно». На ансамбль обратил внимание Иосиф Кобзон и в дальнейшем старался его поддерживать.

С АСМ успешно выступала звезда узбекской эстрады Заслуженная артистка УзССР Наталья Нурмухамедова. Ее выступления на концертах чередовалось с инструментальными джазовыми или рок-композициями. Вместе с Натальей ансамбль в 1986-87 гг. гастролировал по Прибалтике, Закавказью, Средней Азии, Украине, РСФСР, выступал на джазовых фестивалях и на концертах в Риге, Кустанае, Ленинграде.

Ансамбль Современной Музыки п/у Григория Пушена и Наталья Нурмухамедова. Слева направо: Адьюр Якубов - клавишные, Юхан Беньяминов - гитара, Наталья Нурмухамедова, Андрей Перцев - ударные, Григорий Пушен - бас-гитара, Семён Мордухаев - саксофон.
Ансамбль Современной Музыки п/у Григория Пушена и Наталья Нурмухамедова. Слева направо: Адьюр Якубов - клавишные, Юхан Беньяминов - гитара, Наталья Нурмухамедова, Андрей Перцев - ударные, Григорий Пушен - бас-гитара, Семён Мордухаев - саксофон.

АСМ принял участие в записи клипа Натальи «Малиновый сироп», выдержанного в остромодном тогда стиле брейкданс. Такое решение понравилось не всем. В прессе писали, что песня «бессодержательная, примитивная, мелодия не запоминается». Странно слышать такое! Ведь сразу видно, что это пародия на рекламные ролики. В ней раз за разом рекламно повторяются слова «малиновый сироп», которые реально врезаются в память. Почему сироп? Так это же намек на тогдашнюю антиалкогольную кампанию. Так что здесь еще и привкус сатиры. А по жанру это был зажигательный дискотечный шлягер, правда, немного затянутый. Но тогда время 30–ти секундных «короткометражек» еще не пришло. Песня звучала на дискотеках и вошла в одноименный второй альбом Натальи Нурмухамедовой, вышедший в 1988 г. С АСМ активно сотрудничал и Мансур Ташматов.

В 1987 г. на VIII Всесоюзном конкурсе артистов эстрады АСМ стал лауреатом Третьей премии. Через два года на фестивале «Юрмала-89» песня Григория Пушена «Колдует любовь» на стихи Раима Фархади в исполнении Анжелины Петросовой была удостоена Первой Премии.

НА ДРУГОЙ СТОРОНЕ ОКЕАНА

В 1991 г. в возрасте 32 лет Пушен переехал в США и поселился в Филадельфии, где организовал свою студию. С этого момента начинаем именовать его на американский манер - Грег. Он успешно вписался в музыкальный бизнес Филадельфии.

Еще в Ташкенте он, чуть ли ни первым в Узбекистане, стал делать аранжировки с помощью компьютерных музыкальных программ, пропуская инструменты через секвенсор, который играет роль своего рода цифрового многоканального магнитофона, располагающего разнообразными возможностями записи, редактирования и воспроизведения мелодических фраз, ритмических фигур, отдельных партий и сведения их в единое музыкальное произведение с той разницей, что записывается не звук, а команды на запуск различных устройств (синтезатор, драм-машина и т.д.).

Другими словами, секвенсор позволяет в одиночку меняя тембр, громкость, высоту звучания, музыкальный размер и другие характеристики создать и записать законченное музыкальное произведение и перенести его на звуковой носитель. К моменту приезда Пушена такой подход к созданию и редактированию музыки было мало развит в Филадельфии, где сводили музыку, в основном, по старинке с помощью многоканальных магнитофонов.

Грег Пушен с Максом Ласковым, одним из лучших саунд-дизайнеров Филадельфии
Грег Пушен с Максом Ласковым, одним из лучших саунд-дизайнеров Филадельфии

Одним из первых мест работы в США у Грега была Sky Light Studio, сегодня уже несуществующая. Когда-то она принадлежала Дайане Роуз. Потом была Music Retail Business – крупная всеамериканская сеть магазинов музыкальных инструментов и техники. В сеть входят два основных бренда: Guitar Center и Sam Ash Music Stores. Здесь Грег поднялся до должности старшего регионального менеджера по технологиям.

-7

В Филадельфии в 1993 г. Грег выпустил магнитальбом «На другой стороне океана» с записями песен русской эмиграции третьей волны. В основном, сам все напел и наиграл вместе с приглашенным гитаристом Александром Москалевым из Ташкента. «Тем самым, - говорит Грег, - мне удалось показать, что я могу и это стало хорошей базой для дальнейшего развития в США». Одна из песен Грега ушла далеко в народ. Один из ее исполнителей, при встрече с ним признался, что она принесла ему много денег. Отчислений Пушен не потребовал.

«Интересным наблюдением, даже открытием, - рассказывает Грег, - стала «импровизация по-американски». То, что называют импровизацией и что таким кажется при выступлении на сцене на самом деле заранее заготовлено и отрепетировано. Десять, скажем, концертов некоего американского джазового ансамбля, будут выглядеть практически одинаково на всех сценах за исключением некоторых незначительных изменений. Основный посыл остается неизменным. Музыкальные фразы заучиваются предварительно, тщательно репетируются и подаются в виде импровизации. В СССР на сцене реально импровизировали».

Оказавшись на другой стороне океана, Пушен не утратил связи с Узбекистаном и Россией. Сотрудничает с Украиной, дает весьма высокую оценку украинским партнерам и говорит о необязательности российских. Не раз к нему приезжали записываться музыканты из России и Ташкента, с Молдавии и Украины. Илья Резник как-то приехал в США по делам (контакты с музыкантами, продажа текстов песен) и прожил около трех месяцев у Грега, который многим помог ему. В результате появилась песня Myself.

Грег Пушен, Мила Романиди (сидит) и Наталья Нурмухамедова
Грег Пушен, Мила Романиди (сидит) и Наталья Нурмухамедова

Пушен продолжает сотрудничать с Милой Романиди, дружит с ней со времен ансамбля ансамбля «Садо». Среди последних работ для нее – песни «Беби, гудбай» (на текст живущего в США Евгения Едрова) и «Синие глаза» (текст в оригинале - Грига Пушена, в исполнении Милы - Симона Осиашвили).

Сегодня Грег работает с Milky Boy Studio, у которой широкая сеть подразделений по всей стране (ночные клубы, учебные заведения, студии). Ей не один десяток лет. Основатель известный аранжировщик Лэри Голд, владелец более 20-ти Грэмми. «Тот самый, - говорит Грег, - кто, например, ввел потрясающую струнную партию в знаменитую I will survive. Он делал аранжировки для Франка Синатры, Барбары Стрейзанд, Майкла Джексона… Ему сейчас за 90. С этой студией, например, работали AC/DC, Aerosmith….

Где-то год назад компания объединила около 40 композиторов, продюсеров, музыкантов, звукорежиссеров, авторов текстов… Вся команда предназначена для одновременной работы над созданием всего одной-двух песен. Для этого в здании компании есть около 30-ти студий. Оказывается это очень продуктивно. Я занимаюсь тем, что называется tunnig, то есть подчищаю почти готовые произведения. Можно назвать это редактированием. Потом материал получает Sound Designer. Сейчас эту должность занимает когда-то наш соотечественник с приятной фамилией Макс Ласковый. Он в Америке с раннего детства. Привезли с Украины. У него совершенно американский менталитет. Русская музыка для него чужая. Большой человек, один из двадцати продюсеров, которые отбирают музыкальные произведения для Грэмми. Сначала составляется Long List из нескольких тысяч песен. После прослушивания остается Short List: 200-250 песен. Он сокращается примерно до десятка и до финала доходят 3-5 произведений. Победителей выбирают генеральные продюсеры. Отбор производится по категориям: композиторы, аранжировщики, звукорежиссеры…

Очень трудно определить, чем они руководствуются. Не только мне, но и ребятам-американцам. На мой взгляд, многое зависит от лейбла, который представляет номинанта. Я заметил, нередко трудно понять, что хорошего в песне-победителе. Но потом ее запускают на теле- и радиоволнах и она начинает звучать!»

У Грега есть продюсерский центр на Украине. «Через них мы время от времени что-то продаем, поясняет Пушен. У меня туда уже ушло около восьми песен. А вот в России ничего не продается, хотя мы туда периодически отсылаем нашу продукцию, но где-то там зависает. При том, например, что мы в замечательных отношениях, например, с A-Studio. Но в России за певцов многое решают администраторы»

-9

«ВКУС ГРАНАТА»

В 1986 г. во время гастролей ансамбля по союзным республикам «в живую и одним дублем», - как говорит Григорий Пушен, ансамбль уже под названием «АНОР» («Гранат» с узб.), приехав на на джаз-фестваль, записал в студии Эстонского радио программу, в которой была композиция «Вкус гранта», которую можно считать своеобразным прологом к альбому «Вкус граната», который вышел двумя годами позже. Музыка ансамбля была выдержана в стилистике прогрессивного джаз-фьюжна на основе восточного мелоса. Удивительным образом пленки этой записи сохранились в недрах Эстонского радиокомитета и спустя 33 года при поддержке энтузиаста джаза Сергея Климова были обнаружены петербургским звукозаписывающим лейблом под многозначительным названием Soviet Grail («Советский Грааль»). В 2019 г. лейбл выпустил эту программу на виниле и CD как полноформатный фьюжн-альбом «АНОР». Таллинские записи».

ПРОГРАММА АЛЬБОМА «АНОР». ТАЛЛИНСКИЕ ЗАПИСИ»

А1 Мелодия

A2 Хорезмские Миниатюры (Открытие)

A3 Импровизация

B1 Импровизация

B2 Хорезмские Миниатюры (Окончание)

B3 Вкус Граната

B4 Яллама Ёрим

Наработав опыт во время гастрольных поездок, в 1988 г. ансамбль выпускает на всесоюзной фирме «Мелодия» альбом «Вкус граната». В него вошли практически все композиции, записанные двумя годами раньше в Таллине. Но «Вкус граната» был записан в новом звучании на студии ташкентского завода грампластинок им. М. Т. Ташмухамедова. Тираж 1270 экземпляров. Интересно, что название пластинки звучит так «Ансамбль современной музыки п/у Грига Пушена. «Вкус граната», в то время как в аннотации, представляя пластинку, Алексей Баташов именует ансамбль как «АНОР», то есть использует новое название.

Грег Пушен с переизданным на Soviet Grail альбомом «Вкус граната» (2019).
Грег Пушен с переизданным на Soviet Grail альбомом «Вкус граната» (2019).

ПРОГРАММА АЛЬБОМА "ВКУС ГРАНАТА"

A1 Вкус Граната (Г. Пушен)

A2 Мелодия (Э. Салихов, арранж. Г. Пушен)

A3 Елена (Г. Пушен)

A4 Яллама Ёрим (Узб. нар., арранж Г. Пушен)

B1 Памирские Песни (Тадж. нар., арранж Г. Пушен)

B2 Хорезмские Миниатюры (Узб. нар., арранж. Г. Пушен)

Ташкентский Завод Грампластинок им. М. Т. Ташмухамедова, Ташкентская Студия Грамзаписи

Слушать здесь

Состав участников

Григ Пушен – рук., бас-гитара,

Семен Мордухаев – саксофон (альт, тенор, сопрано),

Юхан Бинаминов – гитар, ситар, табла, дойра,

Адюр Якубов – клавишные, синтезаторы Jamaha – DX 7, Korg-500,

Батыр Ташходжаев – гиджак,

Андрей Перцев – ударные, перкуссия,

Алексей Баташев - анонс на обложке,

С. Моршнев – художник,

А. Умурзаков – звукоинженер,

С. Пулатов - редактор.

В 2019 г. петербургская компания Soviet Grail, выпустившая «Таллинские записи», переиздала «Вкус граната» тиражом 250 экз.

«Вкус граната» и «Таллиннские записи» по теме и содержанию произведений схожи, но благодаря импровизациям сыграны по-разному.

Что на мой вкус, лучшей композицией я бы назвал "Яллама Ёрим" в аранжировке "Григи" Пушена. Уж больно хороши там электронные карнаи!