Помните, где мы были ещё вчера? Великая Суббота. Время вещь странная. Прошлое, настоящее, будущее – всё перемешалось в этот день. Где мы? В какой точке? Всё было так.
Джеймс Тиссо. Стража у гробницы:
А сегодня - наконец-то! Теперь и Россия может радостно сказать, что Христос воскрес! Вообще-то, дорогие товарищи, как учили нас наставники наши, говорить об этом можно круглый год. Но всё равно, народ как-то остерегается. Чтобы не раньше времени. Чтобы не как с Новым годом или с днём рождения. А то, как известно, заранее не поздравляют. Да ещё и эта разница в стилях. А вдруг, скажешь «воскрес», а оказывается, это не «про Того» Христа, не про «нашего», а про какого-нибудь «еретического». Но теперь-то уже точно можно. С полной грудью и громко «Христос воскрес (е)». «Е» на конце обязательно добавить, чтобы все видели, что я не какого-нибудь «абстрактного» Христа почитаю, а «нашего», «православного».
Как хорошо, что есть Пасха. Явление иного мира, прямое вхождение его в ткань нашей жизни. Я уверен, спроси у любого из ангелов как надо правильно писать «воскрес» или «воскресе» они не поймут вопроса, удивятся. О чём это ты? Что за глупости? Да говори как хочешь, главное — возвещай эту новость. А когда говорить? Да вот с той самой ночи в Иерусалиме и говори в любое время.
Воскресение Христа. Фрагмент (инициал) из антифонария XV века. Милан. Музей Клиленда (США):
Так что, граждане и гражданки, Христос един. Не бывает Христа «нашего» и «ненашего». И пофиг на разницу между «воскрес» и «воскресе». Главное, что это случилось.
А вопрос вынесенный в заголовок – он провокационный, тупой и никчёмный. У Воскресения нет границ. Оно не только для постившихся и «правильных», а вообще для всех.
Кстати, как-то раз, мы уже вели «репортаж» из Иерусалима об этом событии. Можете сами убедиться – здесь. По-моему, интересно получилось