Тема сна вновь и вновь поднимается в искусстве с древних времен. Почему художники возвращаются к этой вроде бы понятной и привычной базовой человеческой функции?
Несмотря на то, что спим мы все, сон становится уникальным опытом для каждого человека. В том числе поэтому художникам бывает интересно исследовать сновидения и спящее состояние в своих холстах, скульптурах и с помощью любых других художественных медиумов.
Существует также мнение, что перформансы о сне — это устоявшийся художественный феномен, который будет существовать до тех пор, пока художники продолжают работать с темами повседневной справедливости и равноправия, пространства и зрительского присутствия.
Сегодня мы посмотрим, как тема сна исследуется в современном искусстве на примере работ трех художников:
Младен Стилинович, Artist at Work, 1978
Югослав Младен Стилинович в своей концептуальной практике часто обращается к социалистическому пониманию труда и производства.
В своем перформансе «Художник за работой» Младен пересматривает привычные определения работы и продуктивности. Указывая на важность мечтаний и размышлений в состоянии покоя, он подчеркивает свободное время как императив художественного творчества. Его кровать становится самостоятельным пространством и начинает функционировать как студия, где художник создает свои работы.
Крис Бёрден, Bed Piece, 1970
В своем перформансе «Постель» американский художник Крис Бёрден работал в традиционных рамках галерейного выставочного пространства. Ему предоставили односпальную кровать, в которую он лег во время вернисажа. В течение 22 дней, во время которых продолжалась выставка, Бёрден не поднимался и ни с кем не разговаривал.
Позже художник отмечал, что «Первые несколько дней были чрезвычайно сложными и болезненными, но ко второй неделе дни начали проходить приятно… настолько, что к концу выставки уже не хотелось вставать».
Крис рассказывал: «В своих произведениях я создаю определенные ситуации, которые помогут мне проверить мои предположения или иллюзии о происходящем». Кроме своего собственного, художник также стремился стимулировать воображение зрителя, зачастую создавая работы, тестирующие границы социальных норм.
Арсений Жиляев, Мечтатель, 2013
Скульптура художника и музеолога Арсения Жиляева «Мечтатель», сделанная на основе манекена, чрезвычайно правдоподобно изображает лежащего на полу молодого человека. У работы необычная история:
В 2012 году в Третьяковке на Крымском валу проходила выставка Арсения Жиляева «Музей пролетарской культуры. Индустриализация богемы», несколько работ из которой были переданы в основную экспозицию Отдела новейших течений Третьяковки, в том числе и «Мечтатель». Какое-то время спустя инсталляцию спрятали от глаз посетителей из-за неоднократных жалоб — некоторые из них при виде работы сильно пугались.
Арсений рассказывает о работе: «Эта бутафорская скульптура является частью воображаемого музея революции будущего. Это портрет Ивана Щеголева — одного из героев грядущего восстания творческих работников. А инсталляция повествует о знаменитом случае, когда Щеголев упал в цеху по переработке образов в обморок после 15-часовой смены, и этот случай заставил его осознать необходимость изменений».
Источники:
Arter, Rounded by Sleep exhibition guide, 2022.
National Portrait Gallery, The boy, the bed and the gun, 2016.
Афиша Daily, Почему из Третьяковки убрали спящего рабочего Арсения Жиляева, 2013.