Найти тему
Две империи

Гу Кайчжи — гениальный реформатор китайской живописи

Гу Кайчжи (344—406)
Гу Кайчжи (344—406)

Если вести речь о китайской живописи - Гу Кайчжи (344—406) станет одним из первых отмеченных имен. Ведь этот художник и деятель искусства считается основоположником китайской живописи.

Конечно, не следует принимать этот факт буквально, ведь были художники и до него, но Гу Кайчжи был реформатором и теоретиком искусства, он сумел переосмыслить предыдущий опыт своих коллег и создать нечто качественно новое на основе данного опыта, заложив фундамент для развития традиционной китайской живописи.

До нас дошли фрагменты трудов художника «О рисовании горы Юньтайшань» (畫雲台山記), и «Ода живописи периодов Вэй и Цзинь» (魏晉勝流畫贊). В этих сочинениях речь идет о теории живописи и призыв к поиску идеальной красоты. Здесь он вывел шесть неотъемлемых качеств подлинной живописи, которые позже лягут в основу знаменитого трактата Се Хэ «Заметки о категориях старинной живописи» (古畫品錄).

Наставления старшей придворной дамы. Гу Кайчжи. Фрагмент
Наставления старшей придворной дамы. Гу Кайчжи. Фрагмент
Наставления старшей придворной дамы. Гу Кайчжи. Копия VII—VIII век. Британский музей, Лондон. Фрагмент
Наставления старшей придворной дамы. Гу Кайчжи. Копия VII—VIII век. Британский музей, Лондон. Фрагмент
Наставления старшей придворной дамы. Копия VII—VIII век. Британский музей, Лондон. Фрагмент
Наставления старшей придворной дамы. Копия VII—VIII век. Британский музей, Лондон. Фрагмент

Рассказы про Гу Кайчжи следует оценивать с определенной долей скептичности, так как жизнеописание такой полумифической со временем могло обрастать небывалыми подробностями. Тем не менее, этот художник не является полностью мифом, но подлинной исторической фигурой.

Интересна и личность художника как таковая, современники считали его чудаком, правда очень талантливым и плодотворным чудаком )). В чём заключалось чудачество не очень понятно, существуют истории в правдивость, которых поверить сложно. Скорей всего чудаковатостью художник обязан своей одержимостью к искусству и литературе, и равнодушием к славе и богатству. Поговаривали, что он был довольно остроумным человеком и не лез за словом в карман. Современники говорили, что Гу Кайчжи совершенен в трёх вещах: остроумие, живопись и чудачество.

Нимфа реки Ло,  洛神賦. Гугун, Пекин. Фрагмент
Нимфа реки Ло, 洛神賦. Гугун, Пекин. Фрагмент
Нимфа реки Ло,  洛神賦. Гугун, Пекин. Фрагмент. Поэт, в окружении свиты, встречает прекрасную девушку, оказавшейся нимфой.
Нимфа реки Ло, 洛神賦. Гугун, Пекин. Фрагмент. Поэт, в окружении свиты, встречает прекрасную девушку, оказавшейся нимфой.

Во многом проявлению гениальности мастера способствовало, как говорится, удачное рождение в нужном месте и в нужное время. Гу Кайчжи посчастливилось родился в богатой семье, где многочисленные его родственники занимали крупные посты, поэтому и смогли дать ему великолепное образование.

Как бы там ни было, Гу Кайчжи был настоящим талантом, он писал прозу и стихи, которые размещал в форме каллиграфии на своих картинах. Он был отличным каллиграфом, но всё же больше всего он прославился своей живописью.

Интересно, что художник больше всего внимания уделял изображению глаз, которые, по его мнению, выражали внутренний мир. Поэтому он изображал глаза только по завершению портрета и посвящал им очень много времени. Об этом многие знали и, когда однажды художник дорисовывал храм с изображениями святого Вималакирти (оставалось дорисовать только глаза) прихожане принесли огромное количество даров, лишь бы художник завершил оформление храма в нужный срок.

«Мудрые и добропорядочные женщины». Сунская копия свитка IV в. Гугун, Пекин
«Мудрые и добропорядочные женщины». Сунская копия свитка IV в. Гугун, Пекин
«Мудрые и добропорядочные женщины». Сунская копия свитка IV в. Гугун, Пекин
«Мудрые и добропорядочные женщины». Сунская копия свитка IV в. Гугун, Пекин

Известно, что Гу Кайчжи написал много картин, но, к сожалению, не сохранилось ни одного подлинника. Зрители могут наблюдать только копии, но и они весьма выразительны и позволяют понять творчество художника. Самые известные копии, написанные анонимными художниками, картины-свитки: «Мудрые и добропорядочные женщины», «Наставления старшей придворной дамы» и «Нимфа реки Ло».

КИТАЙСКАЯ ЖИВОПИСЬ
Две империи24 марта 2022
Нимфа реки Ло
Две империи3 февраля 2023