Найти тему
Around Art

Art Russia – ярмарка современного искусства: единство и борьба противоположностей. Ч.1

Послесловие к событию

С 30 марта по 2 апреля в Гостином дворе проходила уже четвертая ART RUSSIA. Организатор – корпорация «Синергия». Обошлось без скандалов. Напротив – несколько новых проектов и коллекция NFT «Под санкциями». Стендов больше сотни: 23 галереи и множество отдельных художников, скульпторов, фотографов. Среди партнеров – российское общество «Знание», арт-кластер «Таврида», Агентство креативных индустрий и другие институции. Впрочем, не буду пересказывать пресс-релиз. Были открытия, встречи со старыми знакомыми…

«Главная цель ART RUSSIA — предоставить возможность культурного диалога между художниками, галереями и публикой. У нас прямо на ярмарке художники продают свои картины, получают предложения о работе, находят своих коллекционеров. Такие события формируют российский арт-рынок, создают тренды…, говорила сооснователь ярмарки, искусствовед и куратор ART RUSSIA Елизавета Фролова.

Что запомнилось и понравилось?

Анна Вертоград. Несет меня лиса... Холст, масло
Анна Вертоград. Несет меня лиса... Холст, масло
Анна Вертоград. Волчок. Холст, масло, 2021
Анна Вертоград. Волчок. Холст, масло, 2021
Анна Вертоград. Все вернется. Холст, масло
Анна Вертоград. Все вернется. Холст, масло
Анна Вертоград. Голубка. Холст, масло
Анна Вертоград. Голубка. Холст, масло
Анна Вертоград. Унисон. Холст, масло
Анна Вертоград. Унисон. Холст, масло

ня Вертоград – прежде всего. Все увидела сразу – краски, надписи, детали, природу и просторы и ее саму. Очаровал Волчок, который по идее «ухватит за бочок», но на нем так мирно спит девочка… И лисичка в образе красавицы, и семейное трио со слегка грустными почти иконописными лицами. Потом узнала, что Анна – выпускница мастерской Салаховой и Оссовского и вообще удивилась. Потом прочитала, что она сама назвала свою живопись «магический реализм». Она, а не критики и искусствоведы. Ей хочется дать зрителям радость и спокойствие. Мы все это получаем.

Евгения Инфелицина. Дождь в раю. Холст, масло
Евгения Инфелицина. Дождь в раю. Холст, масло
Евгения Инфелицина. Лоси. Холст, масло
Евгения Инфелицина. Лоси. Холст, масло
Евгения Инфелицина. Любовь. Холст, масло
Евгения Инфелицина. Любовь. Холст, масло
Евгения Инфелицина. Мотылек. Холст, масло
Евгения Инфелицина. Мотылек. Холст, масло
Евгения Инфелицина. Прекрасная история. Холст, масло
Евгения Инфелицина. Прекрасная история. Холст, масло
Евгения Инфелицина. Райский сад. Холст, масло
Евгения Инфелицина. Райский сад. Холст, масло
Евгения Инфелицина. Ручные птицы. Холст, масло
Евгения Инфелицина. Ручные птицы. Холст, масло

Сосем нет людей на полотнах художницы Евгении Инфелициной, но мы везде ощущаем их незримое присутствие и любовь. Просто автор скрывает свои чувства, как будто даже играет со зрителем в прятки, и мы угадываем ее эмоции в несуществующем райском саду, лесу, в руках – везде. Где есть чудесные птицы, лоси, мотыльки, сказочные деревья… И – заметим, в этом «сюре» нет ярких красок – всюду лаконизм, сдержанность.

Мария Буртова
Мария Буртова
Мария Буртова
Мария Буртова
Мария Буртова
Мария Буртова

С Марией Буртовой, выпускницей факультета графического дизайна Строгановки я познакомилась на выставке «Новая реальность», которая вся была посвящена пандемии. И вот – новая встреча. В ее «живописном бытописательстве» всегда много неожиданного и в то же время в хорошем смысле до примитивности простого: сладкий «портрет» советской сгущенки, люди в метро, написанные почти в суровом стиле, деревенская женщина, читающая газету «Правда». И все – правда.

Вадим Долинский
Вадим Долинский
Вадим Долинский
Вадим Долинский
Вадим Долинский
Вадим Долинский
Вадим Долинский
Вадим Долинский
Вадим Долинский
Вадим Долинский

Свободный художник родом из Томска Вадим Долинский (а еще, как говорится, «по совместительству поэт и музыкант) показал не традиционные пейзажи, которые у него все, без исключения, очень экспрессивны, а такие вот метафорические портреты-метаморфозы или «картины двойного видения», которые сразу запоминаются. Не нужно играть в угадайку – все налицо: Филонов, Дега, Рерих… И попробуйте скажите, что это не так.

Резанова Ольга
Резанова Ольга
Резанова Ольга
Резанова Ольга

Вот с искусствоведческими ярлыками я не в дружбе – каюсь. Иногда читаешь, что пишут умные профи и… понимаешь, что тягаться с ними сложно, да и ни к чему. Например, неореализм Ольги Резановой, видать, происходит от слова «неон», ибо в ее работах усмотрели «сочетание современных технологий и классического понимания искусства». Да, есть в ее работах, особенно в серии «Москва и москвичи» что-то трогательное, ей-Богу есть.

Вообще налицо было некое противостояние классики и современного искусства в том плане, что их можно противопоставить друг другу, а можно провести параллели. Вопрос, в какую сторону будет «дуть ветер» моды и сколь долго продержатся на арт-рынке те, кто пришел в искусство в эпоху токенов, цифры, NFT и т.д.

Кустова Анастасия. Момент времени. Картина из серии 2022-2023. Акварель на бумаге.
Кустова Анастасия. Момент времени. Картина из серии 2022-2023. Акварель на бумаге.
Кустова Анастасия. Shadow (мир абстрактных теней от реалистичных предметов). Акварель на бумаге, натянутой на деревянный планшет в раме с покрытием алюминий). 2023
Кустова Анастасия. Shadow (мир абстрактных теней от реалистичных предметов). Акварель на бумаге, натянутой на деревянный планшет в раме с покрытием алюминий). 2023
Кустова Анастасия
Кустова Анастасия

Про Анастасию Кустову, художника-аквалериста, писателя, члена Союза Аквалеристов России, сказано, что она работает в жанре абстрактного реализма и символизма (однако!). Если тень и отражения создают вокруг нас параллельные миры, то все может быть. Я увидела добротные, довольно интересные акварели, а с акварелью сейчас мало кто работает. Что касается абстрактных форм и восприятия воды – оставим сие на совести художника.

Мамонтова Юлия. Энкаустика  на деревянной панели "Миндаль. Память Филлиды".
Мамонтова Юлия. Энкаустика на деревянной панели "Миндаль. Память Филлиды".
Мамонтова Юлия. Энкаустика на деревянной панели "Цитрус. Сердце плода из сада Гесперид". 2020
Мамонтова Юлия. Энкаустика на деревянной панели "Цитрус. Сердце плода из сада Гесперид". 2020

Ни с кем не спутаешь художницу Юлию Мамонтову, которая работает с энкаустикой и о которой я неоднократно писала. Представленные здесь работы художницы были на персональной выставке энкаустики «Флоральные мифы Эллады» в музее Русского Искусства в Москве. Увидев однажды полотна, написанные старинным методом горячим пчелиным воском с пигментами, Юля так впечатлилась, что решила изучить его, хотя она пишет и в других техниках, но энкаустика, безусловно, ее «конек».

Работа Романа Ляпина
Работа Романа Ляпина

И, что называется «под занавес», несколько слов о наших мэтрах – Романе Ляпине и Вячеславе Михайлове. Мимо полотна Романа Ляпина, почетного академика РАХ, пройти невозможно – настолько оно огромное и, слава Богу, в аннотации про него ничего не написали, ни с чем не сравнили, призвав лишь к дискуссии. Что интересно, творчество Романа Ивановича, выпускника знаменитой «Мухи», связано с Санкт-Петербургом и Италией, с Римом, который произвел на него огромное впечатление.

Вячеслав Михайлов. Васильевский остров. Холст, смешанная техника (холст, левкас, акрил)
Вячеслав Михайлов. Васильевский остров. Холст, смешанная техника (холст, левкас, акрил)
Вячеслав Михайлов. Флорентийские мотивы. Холст, смешанная техника
Вячеслав Михайлов. Флорентийские мотивы. Холст, смешанная техника

Работы Вячеслава Михайлова оказались на стенде Form & Bronze Art Gallere в качестве… «живописного сопровождения». Не поняла, кого мог сопровождать Вячеслав Саввич (?!). Я вот взглянула только на два полотна – и сразу увидела Флоренцию, а потом и Васильевский остров в Санкт-Петербурге, такие одинаковые по стилистике и такие разные по восприятию. А остальное на стенде показалось явно лишним. Почему, в чем секрет? На этот вопрос не ответит никто. Зато я раскопала для себя одну любопытную деталь: и Михайлов, и Ляпин учились в Питере, причем Михайлов в мастерской у советского живописца профессора Евсея Моисеенко, а Ляпин занимался у Михаила Гоптарева – ученика Евсея Моисеенко. Как говорил апостол Павел, пути Господни неисповедимы. А уж пути живописцев тем более.

Продолжение следует

#искусство#изобразительное искусство#выставки#art russia-2023#Анна Вертоград#Евгения Инфелицына#Мария Буртова#Вадим Долинский#Ольга Резанова#Анастасия Кустова#Юлия Мамонтова#Роман Ляпин#Вячеслав Михайлов