Послесловие к событию
С 30 марта по 2 апреля в Гостином дворе проходила уже четвертая ART RUSSIA. Организатор – корпорация «Синергия». Обошлось без скандалов. Напротив – несколько новых проектов и коллекция NFT «Под санкциями». Стендов больше сотни: 23 галереи и множество отдельных художников, скульпторов, фотографов. Среди партнеров – российское общество «Знание», арт-кластер «Таврида», Агентство креативных индустрий и другие институции. Впрочем, не буду пересказывать пресс-релиз. Были открытия, встречи со старыми знакомыми…
«Главная цель ART RUSSIA — предоставить возможность культурного диалога между художниками, галереями и публикой. У нас прямо на ярмарке художники продают свои картины, получают предложения о работе, находят своих коллекционеров. Такие события формируют российский арт-рынок, создают тренды…, говорила сооснователь ярмарки, искусствовед и куратор ART RUSSIA Елизавета Фролова.
Что запомнилось и понравилось?
ня Вертоград – прежде всего. Все увидела сразу – краски, надписи, детали, природу и просторы и ее саму. Очаровал Волчок, который по идее «ухватит за бочок», но на нем так мирно спит девочка… И лисичка в образе красавицы, и семейное трио со слегка грустными почти иконописными лицами. Потом узнала, что Анна – выпускница мастерской Салаховой и Оссовского и вообще удивилась. Потом прочитала, что она сама назвала свою живопись «магический реализм». Она, а не критики и искусствоведы. Ей хочется дать зрителям радость и спокойствие. Мы все это получаем.
Сосем нет людей на полотнах художницы Евгении Инфелициной, но мы везде ощущаем их незримое присутствие и любовь. Просто автор скрывает свои чувства, как будто даже играет со зрителем в прятки, и мы угадываем ее эмоции в несуществующем райском саду, лесу, в руках – везде. Где есть чудесные птицы, лоси, мотыльки, сказочные деревья… И – заметим, в этом «сюре» нет ярких красок – всюду лаконизм, сдержанность.
С Марией Буртовой, выпускницей факультета графического дизайна Строгановки я познакомилась на выставке «Новая реальность», которая вся была посвящена пандемии. И вот – новая встреча. В ее «живописном бытописательстве» всегда много неожиданного и в то же время в хорошем смысле до примитивности простого: сладкий «портрет» советской сгущенки, люди в метро, написанные почти в суровом стиле, деревенская женщина, читающая газету «Правда». И все – правда.
Свободный художник родом из Томска Вадим Долинский (а еще, как говорится, «по совместительству поэт и музыкант) показал не традиционные пейзажи, которые у него все, без исключения, очень экспрессивны, а такие вот метафорические портреты-метаморфозы или «картины двойного видения», которые сразу запоминаются. Не нужно играть в угадайку – все налицо: Филонов, Дега, Рерих… И попробуйте скажите, что это не так.
Вот с искусствоведческими ярлыками я не в дружбе – каюсь. Иногда читаешь, что пишут умные профи и… понимаешь, что тягаться с ними сложно, да и ни к чему. Например, неореализм Ольги Резановой, видать, происходит от слова «неон», ибо в ее работах усмотрели «сочетание современных технологий и классического понимания искусства». Да, есть в ее работах, особенно в серии «Москва и москвичи» что-то трогательное, ей-Богу есть.
Вообще налицо было некое противостояние классики и современного искусства в том плане, что их можно противопоставить друг другу, а можно провести параллели. Вопрос, в какую сторону будет «дуть ветер» моды и сколь долго продержатся на арт-рынке те, кто пришел в искусство в эпоху токенов, цифры, NFT и т.д.
Про Анастасию Кустову, художника-аквалериста, писателя, члена Союза Аквалеристов России, сказано, что она работает в жанре абстрактного реализма и символизма (однако!). Если тень и отражения создают вокруг нас параллельные миры, то все может быть. Я увидела добротные, довольно интересные акварели, а с акварелью сейчас мало кто работает. Что касается абстрактных форм и восприятия воды – оставим сие на совести художника.
Ни с кем не спутаешь художницу Юлию Мамонтову, которая работает с энкаустикой и о которой я неоднократно писала. Представленные здесь работы художницы были на персональной выставке энкаустики «Флоральные мифы Эллады» в музее Русского Искусства в Москве. Увидев однажды полотна, написанные старинным методом горячим пчелиным воском с пигментами, Юля так впечатлилась, что решила изучить его, хотя она пишет и в других техниках, но энкаустика, безусловно, ее «конек».
И, что называется «под занавес», несколько слов о наших мэтрах – Романе Ляпине и Вячеславе Михайлове. Мимо полотна Романа Ляпина, почетного академика РАХ, пройти невозможно – настолько оно огромное и, слава Богу, в аннотации про него ничего не написали, ни с чем не сравнили, призвав лишь к дискуссии. Что интересно, творчество Романа Ивановича, выпускника знаменитой «Мухи», связано с Санкт-Петербургом и Италией, с Римом, который произвел на него огромное впечатление.
Работы Вячеслава Михайлова оказались на стенде Form & Bronze Art Gallere в качестве… «живописного сопровождения». Не поняла, кого мог сопровождать Вячеслав Саввич (?!). Я вот взглянула только на два полотна – и сразу увидела Флоренцию, а потом и Васильевский остров в Санкт-Петербурге, такие одинаковые по стилистике и такие разные по восприятию. А остальное на стенде показалось явно лишним. Почему, в чем секрет? На этот вопрос не ответит никто. Зато я раскопала для себя одну любопытную деталь: и Михайлов, и Ляпин учились в Питере, причем Михайлов в мастерской у советского живописца профессора Евсея Моисеенко, а Ляпин занимался у Михаила Гоптарева – ученика Евсея Моисеенко. Как говорил апостол Павел, пути Господни неисповедимы. А уж пути живописцев тем более.
Продолжение следует
#искусство#изобразительное искусство#выставки#art russia-2023#Анна Вертоград#Евгения Инфелицына#Мария Буртова#Вадим Долинский#Ольга Резанова#Анастасия Кустова#Юлия Мамонтова#Роман Ляпин#Вячеслав Михайлов