Эти фортификации строились из необожженного кирпича, и за тысячелетия их изрядно «съели» ветра и дожди. Водитель и его контора явно знали, как прогреть туристов и преподнести античные руины в нужном порядке.
Думан-Кала в барханах и зарослях саксаула. Первый раз увидел это растение. В Средней Азии его почти извели до Красной книги, сжигая ветки для аромата шашлыков.
Гульдурсун-Кала – такой внушительный прямоугольник, стоит прямо у трассы. Сразу повышает градус ожидания по поводу следующих крепостей.
Кой-Крылган-Кала. Сперва кажется невзрачной, но если залезть в центр и осмотреть фортификацию как бы сверху, а лучше с коптера, то станет заметным ее круглая форма. Стенд рядом дает понять былую крутизну строения.
Ангка-Кала отличается своими угловыми башнями. В голове не помещается, что это начало нашей эры!
По ходу поездки в крепости увеличивались в размерах. Например, Джанбас-Кала смотрелась, как гигантский аэродром, окруженный стенами. В них хорошо сохранились бойницы и ниши для деревянных перекрытий.
В какой-то момент на этом «плацу» нарисовался автодом, трясясь по кочкам. Оказалось, голландцы-хипстеры. Вот ничего святого, - проехали крепость насквозь и даже из машины не вылезли. Судя по надписям на дверях, у них было турне по Шелковому пути.
Через полчаса в песчаном мареве над трассой показалась еще более крутая Кырк-Кыз-Кала. Ну просто как из фильма о затерянных городах на других планетах.
Очертания крепости обесформились под действием стихий, но величия не потеряли. И главное – люди оставили это место 2000 лет назад, только вдумайтесь!
Кырк-Кыз переводится как "Сорок дев". Кстати, и название национальности "киргиз" происходит отсюда. В этом регионе был распространен эпос о женщинах-праведницах, практически амазонках, если говорить на западный манер. Вот именно сказания о них и сформировали такие топонимы.
Далее на маршруте осталось еще три фортификации, и градус интересности будет только повышаться! Не переключайтесь…