Телевидение вещает об истреблении или вытеснении христиан с мест их исторического пребывания на Ближнем Востоке, но мало кто говорит о стойкости этих людей попытках сохранения веры и двухтысячелетней церковной традиции, поражающей своей глубиной. В день Праздника Праздников хотелось бы поделиться впечатлениями от провождения Великого поста и празднования Пасхи в Великой Антиохии, Церкви-Мученице.
В Ливане, части Антиохийского Патриархата, Господь сподобил меня увидеть и пережить духовную весну и испытать непрестанное присутствие Божие, ощущение которого никогда меня не покидало.
Свой рассказ начну с внешней составляющей поста – поста телесного, то есть воздержания в пище. По моим ощущениям, поститься здесь было легче, чем в России, поскольку солнечный Ливан богат на разные фрукты, овощи и бобовые, доступные круглый год. По уставу здесь запрещается вкушение пищи до полудня каждый день. Хочу заметить, что многие Церкви, в том числе и Антиохийская, служат вечером только вечерню, а утром – утреню, часы и Литургию. В первую неделю поста до первой Литургии Преждеосвященных Даров, которая служится в среду, запрещается полное вкушение пищи в течении двух дней. Той же самой традиции придерживаются и в конце Страстной седмицы, переставая есть в Великий Четверг и вкушая пищу только в день Святой Пасхи, сострадая Распятому Христу.
В Антиохийской Церкви придерживаются традиции причащаться как можно чаще. Практически на каждой литургии – целый храм причастников.
Немаловажной частью Великого поста является посещение служб. Что очень меня удивило, это ежедневно заполненный храм. В связи с отсутствием системы общественного транспорта в Ливане многие люди, в том числе и пожилые, приходили пешком из соседней деревни в наш Баламандский Успенский монастырь к обычной будничной вечерней службе. Как же просто – зачем ожидать какого-то повода или праздника, чтобы прийти в храм и наполнить каждый наш день присутствием Божьим?
Вечером во все дни, кроме пятницы, субботы и воскресенья, служится Великое Повечерие. За этой службой поются невероятно красивые песнопения с изложением нашей молитвенной просьбы ко Господу Сил о помиловании и Его помощи в скорбях – «Господи Сил, с нами буди» и «С нами Бог».
Каждую пятницу по частям служится Акафист Божией Матери, где все люди наизусть поют «Взбранной Воеводе», исполняемый у нас полностью в пятницу вечера 5-й седмицы Великого поста. Сам Акафист неописуемо красивого византийского распева исполняется священниками-монахами тонкими чистыми голосами, от звуков его невольно катятся слезы из глаз. Ведь ты стоишь, «нечистый» от своих прегрешений, перед Чистейшею Владычицей.
В воскресение первой седмицы, в день Торжества Православия есть традиция приносить с собой в храм иконы для совершения крестного хода в память о победе над иконоборчеством.
Вход Господень в Иерусалим – в Ливане семейный праздник. Людей приходит больше, чем на Пасху, обязательно в самых лучших нарядах, с детьми, держащими букеты из пальмовых веточек и свечей. А после службы делают фото со всем клиром.
Совершенно особым временем является Страстная седмица, называемая арабами Великою из-за их нежелания фокусироваться именно на телесных страданиях Спасителя, но при это указывается на их значимость. Службы Великих четверга, пятницы и субботы подарили мне ощущение Пасхи еще во время воспоминания Крестных мучений Христа. Мне хотелось плакать, но не от скорби, а от счастья, от ощущения победы Господней над смертью и дарования миру Воскресения. Это очень сильно бросилось в глаза, когда во время службы Погребения в Великую пятницу священник под исполнение хором песнопения, в котором вспоминается, как жены-мироносицы помазали Тело Спасителя, прошел и окропил всех присутствовавших ароматами, смешанными со святой водой, словно помазав Тело Христово, то есть нас, Его Церковь, благоуханиями во время Погребения. Я не скажу, что я не испытывала скорби в эти Страстные и Великие дни, но она была совсем другая – граничащая с радостью и веселием о Воскресшем Спасителе. Ведь уже в Великую субботу мы встречаем Спасителя как Царя-Победителя. Под песнопение «Искупил ны еси» священник обходит весь народ и разбрасывает лавровые листья, символизируя встречу императора венком из лавра. Смерти нет и нет страданий, есть вечная Любовь Божья к Его чадам, Его милосердие и Всепрощение.
В день Святой Пасхи служба начинается со встречи Благодатного огня, после чего священники выходят во двор храма, совершая крестный ход. В храме закрываются двери и выключается свет, священник стучится в дверь, читая 23-й псалом в виде диалога с диаконом, который находится внутри храма. После чего открываются двери, поется канон Пасхи, а в храме раскачиваются паникадила (свисающие с потока светильники) в память о землетрясении, охватившем весь Иерусалим во время Распятия Христа.
Во время Великого поста облачения священнослужителей – фиолетового и синего цвета, а на Страстной седмице – красного, символизирующего Крестные страдания. Цветом радости и Пасхи в Антиохийской Церкви считается белый.
В эти святые и благословенные дни мы должны помнить, что за поруганиями и Распятием всегда следует Воскресение. Очень часто в конце поста мы ощущаем себя изможденными телесно и морально, долгие службы под давяще грустные песнопения забирают последние силы, но уже в Великую субботу все умолкло и наполнилось великой радостью Воскресения.
Христос Воскресе! Воистину Воскресе! Аль Масих Кам! Хаккан Кам!
Юлия ЦЫГАНОК