На территории России проживает более 190 народов, в число которых входят коренные малые и автохтонные народы страны. Какое же влияние оказывает полиэтническое общество на развитие нашей страны?
Для начала введем некоторые понятия, чтобы повествование не было слишком сложным для понимания.
Многие ошибочно рассуждают о национальной идентичности, как об этнической идентичности. Национальная идентичность – это самосознание личности себя как гражданина единого суверенного государства. К примеру, многие люди говорят: «Я не русский, но я россиянин». И эти понятия ни в коем случае не должны конфликтовать. В едином государстве может и должно существовать этническое самосознание.
Поляризация общества - социальное неравенство, увеличение экономических, политических и социальных различий между различными общественными группами.
Сторонники концепции об отрицательном влиянии этнического многообразия приводят в аргументы угрозу возникновения межнациональных конфликтов, а также отрицательное влияние на политическую стабильность и экономические развитие. Попытаемся разобраться так ли это далее.
Полиэтничность=Сепаратизм/межэтнические конфликты?
Опасность возникновения национальных и религиозных конфликтов зависит скорее не от количества этнических групп, а от социального положения их представителей, поляризации общества. При грамотном руководстве стране удается избежать конфликтов и даже пользоваться многообразием культур и этносов в процессе гражданской консолидации. Важно отметить, что процесс возникновения этнических конфликтов далеко не так прост, являясь коллективным явлением, и требует высокой поляризации общества. Таким образом, несправедливо назначать этнический фактор главным злом и считать его виновником всех бед. Так, например, развал СССР являлся итогом неудачной федеративной политики, экономического и идеологического провала, а не следствием разнообразного этнического состава населения. В этом состояла суть проблемы, но и КПСС, и союзный центр медлили или не понимали необходимость реорганизации Союза на федеративных началах. Целостной, созидательной национальной политики не было. Коммунистическому руководству не хватило мудрости погасить надвигавшийся кризис государства и найти новые формы его существования.
Этническое разнообразие стопорит экономику?
Приведем цитату из труда Валерия Тишкова "Этническое и религиозное многообразие России": "Раньше на первом месте значились «невидимая рука» рыночной экономики и либеральная демократия как наилучшая форма политико-государственного устройства, ибо они создают лучшие условия для развития и «демократии не воюют между собой». Довольно скоро выяснилось, что «невидимые руки» – это совсем не панацея и даже не главное условие для успешного развития, а демократия и война не есть антиподы и под лозунгами демократии случались не только многие военные интервенции, но и масштабные войны, не говоря уже о милитаризме и опасном геополитическом соперничестве, которое исходит от крупнейших демократий мира".
Что же все это означает? Демократизм и свободные рыночные отношения совсем не гарантируют беззаботное и светлое будущее для современных государств, и даже наоборот нередко приводят к конфликтам(например, бомбежка Белграда). Так в мире сложилась новая теория: "ресурсы имеют значение, но решает культура". Достаточно привести примеры таких стран, как Индия, Малайзия, Индонезия, Бразилия, США, Швейцария, которые входят в первую десятку самых этнически гетерогенных стран мира. Россия относится в той же категории полиэтничных наций мира и, по нашему мнению, ее развитие идет в схожем направлении (стабильность и экономический рост). К выводам об отрицательном влиянии на экономику, о политической нестабильности из-за этнического многообразия приходят скорее потому, что берется в расчет континентальный или мировой масштабы(которые зачастую бывают неточными и размытыми), не учитывая более мелкие факторы(внутренние миграции, положительное воздействие на города и предприятия). Так в крупных городах(Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург) взаимное дополнение навыков, умений людей разных этносов привлекает к себе кадров из-за рубежа и увеличивает престиж страны на мировой арене. На глазах одного поколения некоторые страны без природных ресурсов, при далеком от демократии устройстве, без внешней помощи добивались поразительных успехов в модернизации своей экономики и жизни в целом. Главным здесь оказались отнюдь не "демократия" или "либерализм". Секрет заключался в качестве управленческих элит и национальных институтов в обеспечении межкультурного диалога(об этом будет сказано детальнее чуть ниже). Не ТНК и НПО определяют траектории современного развития и являются гарантами стабильности. Несмотря на склонность к соперничествам и экспансиям, именно национальные государства обеспечивают безопасную деятельность всех компонентов общества. Как пишет известный исследователь национализма Майкл Манн, «сегодня и в обозримом будущем специфические объединения капитализма с национальными государствами, особенно наиболее развитыми, будут победно шагать по большей части планеты… Те страны, где нет эффективных наций-государств, многое бы отдали за то, чтобы их построить. Нация-государство сегодня не правит бал, но и не выходит из употребления ни в качестве реальности, ни в качестве идеала». Какую же все-таки роль в этом играют этнические сообщества?
Политическая закоренелость и отсталость следствие многообразия этносов?
Тезис, что многообразие этносов и культур может быть «основой развития», может выглядеть даже вызывающим, ибо слишком много свидетельств конфликтов разного уровня, порождаемых культурными различиями. Однако здесь важно понимание, что грамотная национальная политика государств ведет к тому, что этнические меньшинства стремятся сохранять и защищать свои традиции и культурные особенности в границах данного суверенного государства. Из этого следует, что этническое многообразие при грамотной политике государства не только не способствует возникновению межнациональных конфликтов, но даже напротив играет ключевую роль в развитии страны. Таким образом, разнообразие – это в большей степени ресурс, а не источник риска.
Важно отметить, как этничность, так и религия формируют определенные культурные особенности мировосприятия и поведения. На основе этого в процессе гражданской консолидации утверждается общенациональная культура, которая не конфронтирует с этническими особенностями, а даже взаимодополняет их.
Итог
Несмотря на возможность национальных конфликтов и угрозы для национальной безопасности страны, полиэтничность играет ключевую роль в развитии России. Общая гражданско-национальная культура российского государства обогащается культурными особенностями каждого из меньшинств, развивая гражданское самосознание общества при сохранении национальности в широком понимании. Однако многообразие в этническом и религиозном планах может быть залогом развития страны только при успешной национальной политике нашего государства, компетентных органах на местах и в центре и при условии защиты прав граждан внутри и вне страны.
В настоящее время самое большое искушение – это искушение этнического русского большинства забрать государство и власть под свое исключительное доминирование, объявив саму страну собственностью одной этнической общности, пусть даже самой большой и самой значимой. Именно здесь таится опасность взрывной реакции со стороны нерусских народов, которые не примут господство и исключительный статус русских. Нынешняя лояльность среди представителей российских национальностей не должна истолковываться как смирение и покорность перед угрозой шовинизма большинства. В этом есть один из мировых уроков как должно вести себя большинство по отношению к меньшинствам. Правительство нашей страны должно способствовать межкультурному диалоги между этносами, проживающими в России, и толерантности большинства к меньшинству. Разнообразие не должно рассматриваться как опасность или необходимость, а только как большое преимущество и залог развития страны.