Попалась мне недавно занятная статья на тему каких-то влиятельных журналов, которыми зачитывалась вся страна. И вот просматривая названия журналов, я понял, какая бездна все-таки когда-то отделяла провинцию от Москвы и Питера. Интернет эту границу если не стёр, то уж точно сделал менее заметной. В 90-е же, да и в 00-е годы даже по музыкальной прессе было видно, что страна жила в двух измерениях. Что лично тогда попадало в руки ко мне? Я не буду указывать названия каких-то узконаправленных журналов. Таковые тоже имелись и более того ко мне иной раз в руки попадал и самиздат. Но назвать это влиятельным и массовым явлением нельзя. Широкие же народные массы читали совсем другие вещи.
Например, регулярно можно было увидеть у кого-то в руках такую вещь как «Cool». Стоил он недорого, продавался везде и был доступен для подростков. А это в то время немаловажная вещь. От цены зависело многое. Честно скажу, что сам я ни разу его не покупал, но листал неоднократно. Не покупал не из идейных соображений, у меня вообще тогда не было денег, но если появлялись, то я предпочитал покупать кассеты. Журнал же и в школе у нас читали, а иной раз можно было увидеть очередной номер даже у знакомых. Кроме него ещё я почитывал «Ровесник». Тут сказалась уже дружба, родители моего приятеля выписывали его с незапамятных времён и так он, и перекочевал уже к нашему поколению. Там к слову хватало хороших статей.
В статье же, которая мне попалась, об этих изданиях не было сказано вообще ни слова. Зато написано несколько абзацев о такой вещи как «Птюч». Название в 90-х я слышал, кажется, даже держал в руках один из номеров. Его привозили какое-то время продавать в один из музыкальных ларьков нашего города, но спроса он не имел и это дело быстро свернули. При этом нельзя сказать, что какие-то вещи связанные с музыкой не имели спроса. Имели. Просто этот журнал был слишком далёк от нашей провинции.
Мне сложно судить о его содержимом, но явно жизнь, существующая на страницах этого журнала, не вписывалась в нашу провинциальную реальность. При этом такие вещи как «Metal Hammer» или «Kerrang!» у нас имели хождение. В смысле на английском языке и уж не знаю, какими путями они приходили в город, но приходили. Так же был спрос на различные вещи связанные с тем, что происходит вместо и около футбола, но всё же это локальная история.
Сейчас же из такой же локальной истории как «Птюч» или например «ОМ» пытаются сделать какие-то мифы. Вот только и этот самый пресловутый «ОМ» я абсолютно не помню в продаже. Ради интереса полистал сейчас различные обложки и понимаю, что, наверное, редакторы пытались создать тогда некую свою моду, но из-за цены вопроса на провинцию всё это не оказывало существенного влияния. Нет, я не говорю, что вообще этих журналов нельзя было найти. Наверняка где-то и у кого-то они были. Но по моим ощущениям какой-нибудь «Bravo» или «Молоток» встречались куда чаще.
Поэтому я и считаю, что сейчас в очередной раз столичные жители пытаются распространять свои личные ощущения на всю страну. Только страна-то и не заметила, что были у нас такие культовые журналы как «Птюч» и «ОМ». Это именно история о большом городе.
В целом же можно уже признать тот факт, что музыкальная пресса в принципе прекратила своё существование. Вся информация ушла в интернет и теперь уже здесь мы узнаём что-то для себя новое или же изучаем старое. И вроде бы информации стало больше, но возможно из-за её количества ценность снизилась. Во всяком случае, я не могу назвать ни одного ресурса, куда бы заходил ежедневно с нетерпением. А ведь именно с такими ощущениями я когда-то брал в руки журнал «Rolling Stone».
Да, мои нулевые годы прошли вместе с этим изданием, и я даже испытываю какую-то трогательную ностальгию по этому журналу. Он был разнообразным и редакции стоит отдать должное. Там спокойно умещались в одном номере посиделки с Колей Басковым, интервью с Егором Летовым, колонка, которую вёл Баян Ширянов и обзор на новый альбом группы «Собаки табака». То есть вот эта гремучая смесь когда-то и произвела на меня неизгладимое впечатление. Каждый номер был особенным и вызывал интерес.
По инерции я какое-то время ещё покупал журналы в самом начале 10-х годов, но где-то к 2013 году полностью охладел к печатной продукции. Изменилась и начинка, а потом и вовсе всё, что касалось музыки, пропало с прилавков. То есть где-то 10 лет назад интернет окончательно победил печатную продукцию. И уже сейчас можно сказать, что эпоха музыкальной прессы окончательно закончилась.
У меня же на сегодня всё, спасибо вам за внимание и до новых встреч.