Я приветствую на своем канале всех добрых, неравнодушных, умных людей, которые так же, как и я, хотят узнать правду о причинах гибели группы Дятлова.
Я начала целенаправленно заниматься изучением материалов уголовного дела о гибели группы Игоря Дятлова на Северном Урале уже после смерти Майи Пискаревой. Майя оставила в наследство всем нам огромный объем проделанной ей работы: это и интервью, и очерки, и статьи - все, что она хотела и смогла сделать для раскрытия тайны гибели ребят.
Вот какие строки она написала о себе:
"Хочу бежать по своей дорожке, где нет ни первого, ни последнего, потому что я на ней единственная.
Слава Богу за все!"
Бежать по своей дорожке, не толкая никого локтями, не стремясь быть первой, потому что главное в этой жизни - делать свое дело, выполнить свою миссию, свое предназначение, данное человеку богом. Вот так коротко и емко сказано о смысле своей жизни, своей работы, которую за тебя никто не сделает.
Меня удивило мужество, с каким Майя попрощалась в своем последнем письме к А. Ракитину, просто сообщая о том, что она, скорее всего, умрет сегодня и поэтому прощается с ним. Это было, конечно, не обычное письмо, а письмо, пришедшее по электронной почте из Испании.
Вот текст этого письма - прощания:
Алексей, прощайте!
Наверно, сегодня, уйду в мир иной.
Если что, память защитите обо мне.
Никаких тяжелых предчувствий, ухожу без всяких знаков.
На душе легко.
Вспоминайте в молитве, как захочется.
С уважением, Майя.
Письмо пришло 1 августа, а на следующий день, 2 августа 2017 года в возрасте 54 лет, Майя умерла. От онкологии.
ххх
Сегодня я хочу рассказать о главном, на мой взгляд, что нашла Майя в различных источниках о жизни и обычаях манси (хантов). Эти источники - книги и путевые заметки путешественников прошлых веков, современных исследователей, беседы с охотниками, дружившими или общавшимися с манси.
Майя разделила накопленный ею материал на целых три довольно объемных части, каждую из которых я читала по меньшей мере, целый день.
Невозможно коротко рассказать о прочитанном, но главное, что может иметь значение для выдвинутого в моей статье "И снова манси? Круг замкнулся? Перевал Дятлова", активная ссылка: https://dzen.ru/media/id/5f622a206b6d205b1cffa5ed/i-snova-mansi-krug-zamknulsia-pereval-diatlova-642d737cd04a3a56b66e0d29 способе расправы с четверкой обнаруженных в ручье, перечислить можно.
- Манси, хотя и были обращены в христианскую веру, продолжали скрытно использовать свои языческие обычаи. Рядом с иконой мог мирно соседствовать бубен шамана, применявшийся при совершении языческих обрядов.
- Эти обычаи предполагали использование обрядов жертвоприношений их богам и делалось это без какого-либо намека на гуманность по отношению к животным.
- В этих обрядах использовались деревья, огонь, веревки, связывание, платки, боги задабривались кусками материи, деньгами.
- Из деревьев особой популярностью пользовались крупные высокие кедры, а также береза.
- С кедра, использовавшегося для обрядов, удалялись ветки, причем на значительную высоту, при этом было три уровня по высоте, каждый из которых имел свое значение: нижний уровень - уровень умерших, средний уровень - уровень людей и высший уровень - уровень богов. Поскольку такое дерево как бы связывало миры, его называют "мировым деревом".
- После обряда ствол мирового дерева мог обмазываться кровью, на нем могли развешивать фрагменты кожи, мышц животного, принесенного в жертву.
- Вокруг мирового дерева устанавливались крупные ветки, в том числе, сломанные с него, как бы колья, на которые помещались "боги", сделанные в виде кукол.
- Богов было много, это и боги удачной охоты, и высшие, общие для всей народности боги, и боги более "мелкие", которые защищали какой-либо конкретный род или семью и т.д.
- Были свои правила захоронения и поведения при посещении и покидании кладбища, чтобы душа умершего не пошла за живым, уходя, клали палку (ветку) поперек тропинки.
- Были у манси молельные места, которые афишировались и показывались всем желающим, а были и такие, которые тщательно скрывались и охранялись.
- Чтобы чужак не попал на их особые, священные места, вдоль тропинок устанавливались самодельные луки - самострелы, которые приводились в действие, если шедший по тропинке задевал тонкую веревку, практически невидимую глазу среди зелени. Такая стрела могла попасть в человека.
- Часто такие места располагались вблизи озер или воды, для сохранения даров богам использовались ямы, углубления.
- На ногах охотника манси была обувь, которая не имела каблука, изготавливалась из кожи, их широкие лыжи шли вплотную к друг другу, не оставляя посредине снежного бортика, как это характерно для следов "узких" лыж. У манси имелся узкий нож, сделанный как бы из одного лезвия ножниц. За плечами они носили как бы рюкзак или мешок, с одной стороны которого, прилегающей к спине, была сделана рама из деревянных прутьев. При охоте они могли использовать облегченные нарты, которые тащили за собой по плоской лыжне - дорожке.
Интересен "моральный кодекс" язычников, приведенный в статье М. Пискаревой: Maria. Мансийский след. Часть третья. Чисто мансийское убийство.
"Что считалось грехом у манси, отмечает исследователь В. Павловский. Это стоит запомнить, так как имеет прямое отношение к "моральному кодексу" манси:
Исследователи отмечали, как самыми упертыми из всех местных манси являются вижайские, лозьвинские. Они, несмотря на гонения власти и христианских миссионеров, продолжали приносить жертвы в глухих лесах на реке Вижай, верховьях Лозьвы, на реке Тошемке".
На сегодня все, но к этой теме мы еще вернемся, в ней много интересного.
Продолжение следует.
А с вами была я, Анна Апрельская. Всем всего самого доброго, живите долго!