Найти в Дзене

Айкидо: цели и смыслы

Оглавление

Последний месяц на канале можно смело назвать месяцем айкидо. Мы обсудили несколько проблем и аспектов и, я думаю, что вполне естественно закрыть эту серию публикаций рассуждениями о целях и смыслах айкидо.

Я не претендую на истину в последней инстанции, и всё то, что я пишу на данном канале, касается моих оценочных суждений, основанных на собственном опыте и практике некоторых боевых искусств на протяжении последних 30 с небольшим лет. Одним из них как раз и является айкидо. Кроме непосредственно айкидо, я также изучаю и преподаю каратэ (и для себя считаю его основным базовым видом БИ), дзюдзюцу (имею инструкторский сертификат Nihon Den Jujutsy Academy JTJ) и кобудо школы Катори синто рю, А так же айкикен и айкидзё такемусу айки, иайдо сэйтэй. Немного практиковался в кендо.

Начиная с начала 1995 года я изучал разные направления айкидо: Айкикай, Такемусу айки, Айкибудо и Ёсэйкан (Сэйфукай) айкидо. Наибольшее влияние на меня (и на моё становление в этом БИ) оказало Такемусу айки сэнсэя Томиты Такедзи, и именно его я определяю для себя как базовое направление — ту отправную точку, из которой я смотрю на практику айки в целом.

Что такое Айкидо Уэсибы?

Когда мы говорим об айкидо Уэсибы Морихэя, который считается создателем айкидо, то сразу же стоит сделать ремарку о том, что именно мы обсуждаем: Айкидо как одну из школ, ответвление японского дзюдзюцу и Айкидо, как философское учение Уэсибы. Несмотря на то, что в обоих случаях мы используем одно и то же слово АЙКИДО, следует разделять эти вещи (а желательно и не смешивать).

Айки(бу)до Уэсибы, как вид боевого искусства

Уэсиба Морихэй является одним из наиболее признанных и авторитетных мастеров японского будзюцу своего поколения. Он изучал разные виды будзюцу. Однако главенствующее влияние на него оказало изучение школы Дайто рю дзюдзюцу (тогда позиционирование школы было именно как дзюдзюцу. Приставка айки появилась уже позже) созданную другим выдающимся мастером — Такедой Сокаку, ставшего учителем Уэсибы. Был ли Уэсиба лучшим учеником Такеды? Пожалуй, что нет, и этому есть многочисленные свидетельства. Одним из лучших — пожалуй, но то, что он стал одним из самых успешных — безусловно. В итоге, как и любая сильная и честолюбивая личность с претензией на пассионарность, в определенный момент времени Уэсиба Морихэй, следуя традиции СЮХА РИ, создаёт собственную школу (школа Уэсибы в разные периоды называлось Уэсиба Дзюку Айкидзюдзюцу, Айки Будзюцу, Кобукай Айкибудо, Тэнсин Айкибудо, Такэмусу Айки и, наконец (в 1942г.) Айкидо).

Сейчас практику Уэсибы принято разделять на два периода: довоенный — айкибудо и послевоенный — айкидо.

Начиная со второй половины 20-х годов известность Уесибы как учителя растёт и в 1926 году он создаёт новое направление будо, которое называет «Путь айки». В 1927 году по приглашению одного из своих покровителей адмирала Такеситы, он переезжает с семьей в Токио, где начинает обучать искусству айкидо военную элиту и представителей знати. Весной 1931 года завершилось строительство нового додзё в Уситоме (ныне Синдзюку) Вакаматсу-чо, которое получило название «Кобукан». В то время число постоянно живущих в школе учеников Уэсибы (утидеси) не превышало нескольких десятков человек. Все они проходили безжалостный отбор и обладали незаурядными физическими данными, однако даже им с трудом удавалось выдерживать тренировочные нагрузки и место их занятий вскоре стало известно как «Адское додзё в Уситоме». Это годы расцвета айкидо: имя учителя Уесибы пользуется высоким авторитетом в сфере будо, его искусство общепризнанно, число занимающихся и филиалов растёт. В 1940-ом додзё получает официальный статус.

Если кому-то интересна биография Уэсибы, то рекомендую прочитать вот этот материал.

Те ученики, кто изучал довоенное айкибудо, создали собственные направления (стили/школы). Наиболее известными являются Ёсинкан Сиода Годзо, Ёсэйкан Мочизуки Минору и Томики-рю (Сёдокан Айкидо) Томики Кендзи. Так исторически сложилось, что данные школы в целом являются нечто средним между Дайто рю айкидзюдзюцу и современными школами айкидо, созданные в послевоенный период его следующим поколением учеников, воспитанных в духе «Искусства мира». На мой взгляд, они гораздо ближе как к самому айкидзюдзюцу, так и к понятию «боевое искусство» в целом.

Айкидо Уэсибы как «Искусство мира»

В чём можно не сомневаться, так это в том, что Уэсиба прожил достаточно насыщенную и интересную жизнь, полную потрясений и испытаний в первой её половине. Естественно, что это не могло не оставить свой след на его, хм... мировосприятии. В одном можно быть уверенным на все 100% — личность это была явно неординарная... Предлагаю вам самостоятельно сделать выводы, прочитав одно из его интервью. Я думаю, что любой человек, на протяжении нескольких месяцев ожидающий смертной казни, а потом избежавший её, не останется прежним...

В любом случае, вторая половина жизни Уэсибы становится более пассионарной. Это выражается, в том числе, и в его практике боевых искусств, которая становится для него инструментом донесения своих идей.

Для того чтобы понять, что это были за идеи, необходимо изучить учение и деятельность секты Оомото-кё, а также кучу понятий из японской космогонии. Но вряд ли большинство людей сподобится на это, так что предлагаю (настоятельно) просто прослушать книгу Уэсибы «Искусство мира» — так сказать концентрат...

Судя по отзывам современников, Уэсиба был достаточно харизматичный человек. И, как любой яркий пассионарий, обладал силой убеждения (помноженной на своё боевое мастерство). Нет ничего удивительного, что он оказал столь сильное влияние на умы своих молодых учеников 3 и 4 волны, а именно они сейчас являются основными "аксакалами" айкидо.

Те люди, которые были вдохновлены идеями "Учения Уэсибы" и которые имеют определённый для этого склад ума, практикуют айкидо прежде всего как способ самосовершенствования — физического и нравственного, в соответствии с учением своего Основателя. Да, они используют для этих целей практику с помощью техник (айки) дзюдзюцу и техники меча и палки. Да, не всегда и не у всех эти техники эффективны. Точно так же множество людей ежедневно используют на кухне ножи для готовки еды, но при этом вряд ли смогут эффективно использовать их в рукопашном ножевом бою. Вот только нож при этом не перестаёт быть опасным оружием. Точно так же и техники айкидо, являясь техниками (айки) дзюдзюцу, не перестают от этого быть боевым искусством.

Конечно, многие формы, практикуемые сейчас в айкидо, не совсем соответствуют современным представлениям о применении техник единоборств в современном (пардон за тавтологию) мире, но для тех целей и задач, которые ставят перед собой вышеозначенные адепты, их вполне достаточно.

С другой стороны, тем людям, которые считают, что айкидо — это только то, что делал Уэсиба, те формы, которые он оставил (актуальные для того периода, вековой давности), мне хочется напомнить его же собственные слова:

«Техники "Пути мира" постоянно изменяются. Каждая ситуация уникальна и надлежащий ответ должен приходить естественным образом. Завтрашние техники будут отличаться от сегодняшних. Не увлекайся внешней формой ситуации. "Искусство мира" не имеет форм. Оно есть изучение духа. В конце концов ты должен будешь вообще забыть о технике. Чем дальше продвигаешься, тем меньше остаётся догм. Великий Путь — это, на самом деле, отсутствие Пути»

Так в чём же смысл?

На самом деле, смысл есть всегда. Просто не всегда он виден тем, кто не видит дальше собственного носа. Ни виды единоборств/БИ, ни техники, сами по себе ничего не решают и не определяют, так же как и любой инструмент. Всё зависит от того, как и для чего их использует конкретный человек. Какими конкретно навыками и в какой мере он обладает. А это уже зависит напрямую от того, что именно и как/для чего он тренирует и развивает, какие цели перед собой ставит. Определяющими мастерство всегда являются несколько моментов:

  1. Насколько и в какой мере у человека развиты физические качества, коих всего 5: быстрота, выносливость, сила, ловкость, гибкость.
  2. Насколько и в какой мере он владеет техникой единоборства, способен применять её адекватно и уместно ситуации.
  3. Насколько он сведущ в стратегии и тактике ведения боя и владеет таковыми.

Практика айкидо способна развивать всё это не хуже других практик. Что-то более эффективно, что-то менее, но ВСЁ из вышеперечисленного.

Наибольший акцент в практике айкидо делается на таких моментах, как:

  • Скоординированные действия собственного тела;
  • Скоординированные действия с действиями нападающего, объединение с ними по вектору силы, плоскостям атаки;
  • Эффективное использование таких моментов, как тайминг, дистанция. время реагирования, концентрация усилий, уходы и отклонения тела.

Скажите, что этого нет в других боевых искусствах? Везде одно и то же...

Кроме того, особый акцент в практике делается на неагрессивное состояние ума. Агрессия всегда является порождением страха. Находясь в этом состоянии, мы, будучи обуреваемы различными страстями (желаниями), гораздо хуже контролируем вышеперечисленные технические аспекты, что делает наши действия менее эффективными. В этом смысле айкидо, ставя на первое место идею не противодействия, а сотрудничества, позволяет достичь большей эффективности за счёт «очищения» (мисоги) от всего лишнего. В какой-то мере это вполне себе является динамической медитативной буддистской практикой. Не хуже и не лучше прочих. Во всяком случае, я использую айкидо именно для этого (как и практику будзюцу в целом). И все эти красивые слова про энергию ки, духовность, гармонию и сотрудничество — всё это вполне можно высказать современным научным (с позиции физики и нейрофизиологии) языком, очищенным от всего религиозно-нравственного флёра — очень даже прагматично. Тут уж каждый воспринимает в меру собственной образованности и испорченности...

Я об этом всём уже писал, поэтому не хочу повторяться. Другие мои статьи и размышления на тему айкидо собраны в подборку здесь.

Что же касается использования айкидо в качестве "эффективного боевого искусства", то в 100500 раз хочу напомнить, что всё зависит ровно от того, что именно и как/для чего он тренирует и развивает, какие цели перед собой ставит каждый конкретный человек и вид БИ/единоборства тут не является сильно определяющим. В айкидо есть всё, что нужно, просто не все способны это понять: либо в силу своих ограничивающих убеждений/тараканов, либо в силу неосведомлённости.

В любом случае, каждый человек сам вправе для себя решать, чем и для чего ему заниматься, и что он получает в результате этих занятий. У всех разные цели и, как известно, что русскому хорошо, то немцу...

Айкидо
7536 интересуются