Найти тему
Кино и книги

"Накануне революции": 3 забытых советских фильма о большевиках-подпольщиках

Оглавление

Иногда в соцсетях можно встретить такие суждения, будто до революции 1917 года в стране была тишь и благодать, а вот началась война, трудности, большевики воспользовались и превратили Первую Мировую в гражданскую. Между тем, глядя на российскую историю, можно образно выражаясь, сказать что, гражданская война началась с момента образования русского государства и до сих пор продолжается).

О предгрозовых дореволюционных годах, о напряженной борьбе общественных политических сил и ее участниках сегодняшняя подборка фильмов.

Подпишитесь на канал и поставьте лайк! Вы поможете развитию канала! Заранее спасибо!
Подпишитесь на канал и поставьте лайк! Вы поможете развитию канала! Заранее спасибо!

"Николай Бауман" 1967 г.

19 июня 1904 г. в Московское охранное отделение доставили троих арестованных: двух молодых красивых женщин и мужчину лет тридцати интеллигентного вида с бородкой и усами. Первая из задержанных числилась хозяйкой квартиры Надеждой Константиновной Кузьминой, вторая - ее прислугой Александрой, мужчина при задержании назвать себя отказался.

Впрочем, охранка ела свой хлеб не зря и установила, что арестованная Кузьмина таковой являться не может - настоящая Кузьмина умерла в Саратове в прошлом году. Незнакомец был опознан по фотографиям как Николай Эрнестович Бауман - известный революционер-большевик.

Кадр из фильма "Николай Бауман". Бауман (Игорь Ледогоров), Саша (Наталья Суровегина).
Кадр из фильма "Николай Бауман". Бауман (Игорь Ледогоров), Саша (Наталья Суровегина).

Полицейский полковник читал его дело с профессиональной гордостью: впервые арестован за организацию подпольных кружков в 1897 г., заключен в Петропавловскую крепость, спустя 22 месяца выслан в Вятку, бежал в Швейцарию, соратник Ленина, организовывал распространение "Искры", участвовал в групповом побеге из киевской Лукьяновской тюрьмы, делегат II съезда РСДРП и вот: взят в Москве - какая удача!

Арестованный иронично поблагодарил за признание заслуг, но подтвердил только что он Николай Бауман, 1873 года рождения, из Казани, по профессии - ветеринар. Задержанная как Надежда Кузьмина оказалась его женой. Впереди у обоих были месяцы заключения в Таганской тюрьме.

Кадр из фильма "Николай Бауман". Надя (Ирина Мирошниченко).
Кадр из фильма "Николай Бауман". Надя (Ирина Мирошниченко).

Предпоследний этап короткой, но яркой жизни Николая Баумана. Выйдя из тюрьмы на революционные улицы Москвы 1905 года он встретит смерть, но перед этим сюжет милосердно возвратит нас в начало 1904 года, когда обаятельный подпольщик, друг известного актера Василия Качалова и будущий приятель мятущегося фабриканта Саввы Морозова приезжает в Москву с тайной миссией и попадает в Художественный театр на празднование Нового года.

Кадр из фильма "Николай Бауман". Савва Морозов (Ефим Копелян).
Кадр из фильма "Николай Бауман". Савва Морозов (Ефим Копелян).

В этом небольшом, но чрезвычайно многогранном фильме вместилось очень многое: проблематика и динамичный сюжет; изображение жизни рабочих, интеллигенции, буржуазии, богемы; столкновения большевиков с меньшевиками и черносотенцами; чудесный музыкальный фон; насыщенные смыслом и остроумием диалоги; сплетение юмора, лирики и трагедии. При его просмотре вы не удержитесь ни от улыбки, ни от слез.

Финальная сцена похорон Баумана с многотысячной толпой, провожающей гроб в тишине, поскольку запрещены речи и музыка, взрывается звуками траурного марша Шопена: музыканты играют из раскрытых окон верхних этажей. Бывший связной Баумана Виктор мечется с командой единомышленников, закрывая проходы черносотенцам и полиции.

Звездная роль Игоря Ледогорова, играющего Баумана в дуэте с Ефимом Копеляном - Саввой Морозовым. Копеляна описывать нечего: это просто "глыба,... матерый человечище! - как сказал Ленин, правда не о нем. Фразы из фильма ушли в народ:

"Даже скотина по утрам не пьет шампанского"
"Правительство не может быть бессильно. Если оно бессильно, то это не правительство, а дepьмo"
"По правилам в России ни жить, ни работать невозможно".

Элина Быстрицкая в роли Марии Федоровны Андреевой - истинное украшение фильма. Ирина Мирошничено в расцвете красоты - в роли жены Баумана, Нади. Почему "Надя", когда ее звали Капитолиной Медведевой? То есть партийный псевдоним "Надя" был, но неужели он ее так и звал всю жизнь?

Очаровательная Наталья Суровегина, похожая на Людмилу Савельеву, в роли подпольщицы Саши. Можно подумать, что это внучка Наташи Ростовой ушла в революцию.

В связи с картиной часто вспоминают роман Сергея Мстиславского "Грач - птица весенняя". Фильм не является его экранизацией. Их сюжеты пересекаются только в рассказе о голодовке Баумана в Таганской тюрьме и его гибели. Книга достаточно интересная и легко написанная. Фильм, на мой взгляд - просто эталонный.

В остальных ролях: Игорь Дмитриев (Василий Качалов), Владимир Балон (Илья Сац, композитор и дирижер), Сергей Никоненко (Виктор, рабочий), Наталья Величко (Нина, актриса), Геннадий Юхтин (Кудряшов, рабочий), Олег Голубицкий (Волков, революционер), Родион Александров (полковник Зотов) и другие.

"Ссыльный № 011" 1979 г.

Сквозь заснеженные просторы Сибири несутся точки-тире телеграфного извещения: "Начальнику Енисейского губернского управления жандармерии. Секретно.

В Департаменте полиции получены сведения о том, что находящимися за границей представителями, так называемой, Российской социал-демократической рабочей партии, во главе с Ульяновым-Лениным, решено собрать партийный съезд. В связи с этим предлагаем вам усилить надзор над ссыльными членами большевистской партии..., а именно Суреном Спандаряном, водворенным на станции Монастырская, Яковом Свердловом, водворенном на станции Селивановская, Иосифом Джугашвили, водворенном на станции Курейка..."

Туруханский край, апрель 1916 года. По лесной дороге урядник Шашков погоняет лошадь, везя в санях ссыльного № 011 Спандаряна. Гордый сын армянского народа чахнет от туберкулеза под северным небом. По ходатайству его товарищей губернское начальство вынуждено отправить политического на освидетельствование с целью выяснения необходимости переселения. Благо недалеко проживает медицинское светило - добровольно поселившийся в Сибири доктор Николай Федорович Варламцев.

Кадр из фильма "Ссыльный № 011". Сурен Спандарян (Владимир Кочарян).
Кадр из фильма "Ссыльный № 011". Сурен Спандарян (Владимир Кочарян).

Медик-либерал не ужился в Петербурге и уехал в Сибирь вести научные изыскания. В особняке с крепкими замками и спущенными собаками проживают еще домоправительница доктора Василиса (с интеллигентной женой он не ужился), балованная красавица-дочь Алиса и служанка.

Прибывшего урядника Василиса пытается вытолкать, но ему все же удается вручить предписание начальства и оба посетителя, узник и охранник, вступают в дом. Урядника суровая хозяйка отправляет на кухню - угощаться похлебкой, приготовленной для собак (это у Василисы ирония такая) и любоваться на формы заигрывающей служанки.

Кадр из фильма "Ссыльный № 011". Доктор Варламцев (Николай Гриценко), урядник Шашков (Анатолий Соловьев).
Кадр из фильма "Ссыльный № 011". Доктор Варламцев (Николай Гриценко), урядник Шашков (Анатолий Соловьев).

Спандарян остается с хозяином дома. Между ними завязывается один из бесконечных споров русской интеллигенции о судьбах России. Варламцев к правящим кругам монархии относится критично, но и русских якобинцев считает романтиками, которые ничего не добьются с темным народом. Состояние пациента доктор находит тяжелым, но обратимым, если изменить образ жизни, в ином случае наступит скорая смерть.

Вскоре приезжают еще двое: поручик охранного отделения Надеин и торговец-зверолов Гарбуша. И они, и Спандарян имеют тайную цель. Многим из персонажей предстоит сделать решающий выбор, а пока в гостиной дома Варламцева, по видимости, длится приятный прием гостей с музыкой и закусками.

Кадр из фильма "Ссыльный № 011". Поручик Надеин (Олег Анофриев), Гарбуша (Леонид Марков).
Кадр из фильма "Ссыльный № 011". Поручик Надеин (Олег Анофриев), Гарбуша (Леонид Марков).

Малоизвестное, но оттого не менее замечательное творение студии "Арменфильм". Хочу отметить музыку Эдварда Мирзояна, сопровождающую главного героя и, как бы, приоткрывающую драматизм последующих событий. Она приобретает бойкий игровой характер при появлении бессловесной, но яркой героини Людмилы Купиной-служанки.

Сурен Спандарян в исполнении Владимира Кочаряна мне очень напомнил известного литературного героя - Овода. Такой же несломленный дух в измученном теле. И как жестоко после неожиданной радости видеть человеческие лица, чувствовать теплое женское участие, слышать музыку, быть снова выброшенным на мороз, в неволю, навстречу гибели.

Из биографии исторического лица мы можем узнать, что Спандарян умер в сентябре того же года, чуть-чуть не дожив до революции. Судя по событиям фильма, он сознательно выбрал смерть. Однако имел ли герой право подвергать опасности доверчивую девушку?

Кадр из фильма "Ссыльный № 011" . Алиса Варламцева (Ирина Алферова).
Кадр из фильма "Ссыльный № 011" . Алиса Варламцева (Ирина Алферова).

Пойманный и затравленный волк, судьба которого показана как явная параллель с драмой главного героя, как-никак - хищник. И так ли непростителен выбор Варламцева: спасти любимого человека, погубив чужого? История, разыгравшаяся в холодный зимний день, оставляет много вопросов.

Обаятельная большеглазая красавица Ирина Алферова - Алиса. Олег Анофриев - умный и уверенный в правоте антагонист, поручик Надеин. Невероятно русский, широкий, громогласный Леонид Марков - Гарбуша. Последняя роль корифея советского кино Николая Гриценко - доктор Варламцев.

В фильме также снимались: Юрий Каюров (Ленин), Елена Ситко (Крупская), Гегам Арутюнян (Спандар Спандарян), Клавдия Козленкова (Василиса), Анатолий Соловьев (урядник Шашков) и другие.

"Февральский ветер" 1981 г.

1917 год, февраль. Сибирский город Ачинск празднует Масленицу. Горячие вкусные блины пекут прямо на базаре. Скачут по заснеженным, залитым солнцем улицам тройки с седоками, закутанными в шубы. Праздник семейный, многие возвращаются из деловой отлучки. Звонят колокола церквей. С радостными криками вылетают на улицу ученики реального училища - каникулы!

Директор, степенно прогуливающийся с женой, останавливает Павла Филимонова, подростка с пробивающимися усиками и в высоких сапогах. Проблема состоит именно в последних: предупреждали же, что в училище положено приходить в ботинках. Парень вежливо, но вызывающе отвечает, что денег нет - отец у него не миллионер, зарабатывает честным трудом, вот когда назначат старшим надзирателем, тогда...

При упоминании службы Филимонова-старшего директор кривится, иронично восклицает: "Честным?" и предпочитает замять разговор. Юноша остается стоять, глядя вслед удаляющемуся начальству. "От него тюрьмой пахнет!"- брезгливо фыркает жена директора. "Третий день бунт в централе - какой ужас!"- добавляет ее супруг.

Кадр из фильма "Февральский ветер". Павлик Филимонов (Александр Зиматкин).
Кадр из фильма "Февральский ветер". Павлик Филимонов (Александр Зиматкин).

Отец Павла Филимонова - надзиратель в Ачинском остроге и, вскоре, случайно выйдя к берегу реки, парнишка увидит страшную картину: тюремная охрана, и его отец в том числе, спускает в прорубь тела расстрелянных во время бунта арестантов.

Степан Филимонов, отец Павла и еще четверых мал мала меньше, политических ненавидит. Это они вбили клин между ним и старшим сыном. Это они при конвоировании в дороге убили его отца, тоже надзирателя, оставив Степку сиротой. Отщепенцы, безбожники, враги порядка! А он служит Богу, царю и Отечеству верой и правдой!

Олицетворением врагов и обидчиков для Степана стал молодой заключенный Кирилл Астахов. С точки зрения Филимонова-старшего - настоящий звереныш, которого лучше бы втихую пристрелить.

Астахов - двадцатилетний, измученный тюрьмой и болезнью юноша с горящими глазами тоже как будто только ненавистью и жив. Товарищи его ценят и жалеют. После подавления бунта и неудачной попытки побега каторжане обещают начальству новую вспышку возмущения, если Астахов тоже будет расстрелян.

Кадр из фильма "Февральский ветер". Кирилл Астахов (Игорь Ливанов).
Кадр из фильма "Февральский ветер". Кирилл Астахов (Игорь Ливанов).

Уставший от борьбы и собственных душевных противоречий полномочный чиновник Данович решает перевести скандального крамольника в Кутуйский острог, дав ему в конвоиры могучего Филимонова. Астахов едва может идти сам. И вот двое скованных взаимной ненавистью людей выступают в путь.

Им предстоит драться и убивать друг друга, а потом - спасать. Спорить до крика. Делить наравне кров и пищу. Исповедоваться в таком, что и лучшему другу не всегда расскажешь. И вспоминать женщину, которую мы не увидим живой. Ее лишь на несколько секунд покажут мертвой.

Мы не узнаем какой она была: красивой, по мнению Астахова, или страшненькой, по словам Филимонова, но ее незримая тень и запомнившиеся обоим слова заставят спутников, если не примириться друг с другом, то хоть рассмотреть в противнике человека.

Персонажей в фильме - три с половиной, если за половину считать Филимонова-младшего, чей конфликт с отцом так ярко прозвучал в прологе. За несколько этапов в картине меняются центральные герои: противостояние отца и сына, затем - душевная смута Дановича и основная часть - притирание друг к другу двух антагонистов, преодолевающих трудный путь с неожиданным финалом.

Кадр из фильма "Февральский ветер". Данович (Андрей Попов).
Кадр из фильма "Февральский ветер". Данович (Андрей Попов).

Василия Игнатьевича Дановича, либерального высокопоставленного чиновника, охраняющего царский закон, но видящего в Астахове себя в молодости, очень тонко и человечно играет Андрей Попов. Его персонаж не так много действует, сколько резонерствует и размышляет, но это вообще, фильм-размышление, несмотря на приличную динамику.

Михаилу Ульянову, по-моему, очень повезло с образом Степана Филимонова. Таких сложных мужиков, темных, упрямо держащихся за свои догмы, сильных и гордящихся собой (в одиночку дом могу построить - а ты?), приверженных своим нравственным правилам (в тайге человека надо выручать, хоть какого), я думаю, играть интереснее, чем однозначно положительного или отрицательного героя. Ульянову в фильме полностью веришь.

Кадр из фильма "Февральский ветер". Степан Филимонов (Михаил Ульянов).
Кадр из фильма "Февральский ветер". Степан Филимонов (Михаил Ульянов).

Тогда еще начинающий актер Игорь Ливанов ( четвертая роль в кино) тоже хорошо показал себя. И ненависть к тюремной "крысе", и мольба в дрогнувшем голосе перед самосудом, и победившая страх гордость, и звенящая влюбленность при упоминании об учительнице в его исполнении звучат органично.

Нужно отдать дань антуражу, построенному на контрастах: веселая Масленица и мрачная сцена спуска трупов под лед, темные тесные застенки (особенно кутуйские) и стол с аппетитными закусками и флорентийским столовым серебром, бесконечный заснеженный лес с голодными волками и празднующее то ли еще Масленую неделю, то ли уже Февральскую революцию село. Фильм весьма достойно снятый и незаслуженно малоизвестный.

В остальных ролях: Сергей Яковлев (Жадов, полицейский чиновник), Александр Зиматкин (Павел Филимонов), Анатолий Грачев (большевик Бурлацкий) и другие.

Мой обзор закончен, надеюсь мне удалось вас заинтересовать. Приятного просмотра! Предыдущий обзор фильмов о дореволюционной деятельности большевиков: "Еще до революции...": 3 забытых советских историко-приключенческих фильма о подпольщиках.

-14