26 мая 1991 год, международный аэропорт города Бангкок. Недавно приземлившийся из Гонконга авиалайнер «Боинг 767-300» авиакомпании «Лауда Эйр» готовится выполнить плановый рейс «04» в Вену. Никто из пассажиров и членов экипажа не предполагает, как стремительно и трагически закончится этот полет. Пока же всё идет в рабочем режиме: подготовка, дозаправка, проверка систем лайнера.
Вылет «Моцарта» из Бангкока
Происходит плановая смена экипажа. Пилотировать самолет готовятся командир воздушного судна — 48-летний Томас Джеймс Уэлч, налетавший свыше 11 750 часов, и второй пилот — 41-летний Йозеф Тернер, налетавший свыше 6500 часов. В салоне работают 8 бортпроводников, а на борт лайнера поднимаются 213 пассажиров.
В 22:45 по местному времени самолёт «Боинг 767», которому было присвоено имя «Моцарт», начинает движение и получает разрешение на выруливание на взлетно-посадочную полосу. После того как «Моцарт» получает разрешение на взлет, командир перемещает рычаги управления двигателями в режим «вперед» и устанавливает точно рассчитанную взлетную мощность.
Неисправность «реверса»
В 23:02 рейс «04» вылетает из аэропорта «Донлан» в Бангкоке. Расчётное время полёта до Вены составляет около 10 часов. Через 5 минут 45 секунд с момента взлета, на высоте 3350 метров, в кабине экипажа на экранах мониторов появляется сообщение, предупреждающее о неисправности в системе реверсов.
В руководстве по летной эксплуатации «Боинг 767-300» это означает, что в случае дополнительного сбоя в системе эта неисправность может привести к переходу двигателя в режим «реверса» и созданию обратной тяги. Система вернется в нормальный режим после посадки самолета. Так как сообщение на экранах монитора носит предупредительный характер, командир посчитал, что произошел сбой в самой системе предупреждения из-за попадания влаги.
Боинг продолжает подниматься в ночное небо над Бангкоком. В 23:17 по местному времени рейс «04» на скорости 828 км/ч проходит высоту 7600 м, с момента взлета проходит 15 минут. Вдруг второй пилот Тернер сообщает: «Реверс включился!». В это же время левый двигатель внезапно переходит в режим реверса и начинает создавать обратную тягу. Сильный толчок внезапно тянет самолет влево, при этом на левой плоскости крыла происходит падение подъемной силы на 25%. Поток также обрывается на руле высоты и руле направления.
Самолет уходит в пике
Речевой самописец в кабине записывает звук ломающегося металла. Машина больше не может управляться. «Боинг 767-300» массой около 180 тонн уходит в неконтролируемое пикирование сразу после открытия реверса тяги. Пилоты пытаются исправить ситуацию переводом левого двигателя в режим малого газа и отключением подачи авиатоплива. Но к этому моменту авиалайнер уже полностью потерял управление и неотвратимо несется вниз. Речевой самописец зафиксирует последние слова командира Уэлча: «Иисус Христос! О нет, подожди минутку, что происходит!». После этого речевой самописец зафиксирует усиление фонового шума, за которым последует несколько громких ударов.
Маневренные перегрузки, вызванные попытками пилотов восстановить управление по тангажу, в сочетании со скоростью во время пикирования превысили конструктивные ограничения самолёта. На 29 секунде с момента включения реверса и высоте около 1200 м лайнер достигает скорости 1051 км/ч и, вероятно, преодолевает звуковой барьер. Максимальное значение скорости, которое могут зафиксировать бортовые датчики, составило 0,9 Маха. Из-за колоссальных перегрузок хвостовая часть самолёта разрушилась, а следом оторвались и обе консоли крыла с двигателем. После этого авиалайнер в вертикальном положении врезался в землю и полностью разрушился.
Российский IT-проект SFERA по праву может считаться самым амбициозным проектом в мире. Скачивайте приложение SFERA в App Store или Google Play. Благодарим за поддержку!
Крупнейшая авиакатастрофа в истории австрийской авиации
Обломки рейса «04» упадут на территории национального парка Пхутой. Крушение самолета произойдет в 5,5 км от одноимённого города, недалеко от границы с Мьянмой. Взрыв «Моцарта» случайно наблюдает с воздуха экипаж рейса «Дельта Эйрлайнс», на подлете к Бангкоку.
«Я увидел большой оранжевый огненный шар. Массивный огненный шар падал очень быстро по цилиндрической траектории, пока не упал на землю», — заявил командир «Дельта Эйрлайнс» Дональд Хеллер.
Спасатели, прибывшие на место катастрофы, находят тело командира Уэлча в кресле пилотов. Авиакатастрофа унесла жизни всех находившихся на борту 223 человек. В это время в Вене было 18:17, и о случившемся еще не знали ни в штаб-квартире компании «Лауда Эйр», ни в аэропорту Вены.
Лишь в 22:57 в Австрии появилось первое сообщение: «Австрийский авиалайнер взорвался в воздухе над Таиландом». Австрийская радиовещательная станция прерывает программу для специального сообщения. Ветеран Ханс Георг Хейнкель зачитывает отчёт о том, что самолет «Лауда Эйр» разбился вскоре после взлета в Бангкоке. Посреди ночи обеспокоенные друзья и родственники обрывают телефон «Лауда Эйр». Президент Австрии Курт Вальдхайм был официально проинформирован о катастрофе в 00:20. Вскоре аэропорт Вены установил отдельный номер телефона для родственников пассажиров. В 02:00 в аэропорт Вены «Швехат» прибывают друзья и члены семей пассажиров. Их проводят в специальную комнату для гостей и строго ограждают от прессы.
По состоянию на 2022 год, авиакатастрофа «Лауда Эйр» рейс «04» является крупнейшей в истории австрийской авиации, а также на территории Таиланда с участием самолёта «Боинг-767». В Австрии это получает широкий общественный резонанс. Владелец авиакомпании «Лауда Эйр» Ники Лауда прибывает в Таиланд, чтобы участвовать в разборе обломков самолета и расследовании причин катастрофы.
Жаркий климат, мародерство местных жителей и даже добровольцев осложняют расследование. Высказывались предположения, что самолёт мог быть сбит или взорван. Эти гипотезы появляются из-за сообщения очевидцев о большом огненном шаре вокруг самолёта. Как выяснится, это шар образовался в результате распада его правого крыла во время пикирования.
Поиск причин
Газета «Филадельфия инквайер» со ссылкой на информационное агентство заявляет, что поиск мотива затруднен, потому что политически нейтральная Австрия всегда держалась в стороне от международных конфликтов и вряд ли имеет место акт военной агрессии или терроризма. После катастрофы люди по всему миру задаются вопросом: «Как могло случиться, что один из самых современных самолётов в мире упал с неба менее чем через 20 минут после взлёта и без объявления сигнала бедствия?».
Следователи сосредоточатся на поиске речевого самописца и регистраторе полётных данных. Его найдут, но данные после пожара расшифровать невозможно.
Владелец авиакомпании Ники Лауда крайне возмущен поведением компании «Боинг». Она практически не комментирует причины катастрофы, не торопится дорабатывать механизм реверса двигателя и менять инструкции для пилотов. Хотя уже тогда было ясно, что у механизма есть изъян. При этом ещё было непонятно, при каких условиях он проявляется. Но компании «Боинг» нужно было около трёх месяцев на консультации с юристами и на подготовку убедительного объяснения катастрофы.
Об истинных причинах трагедии авиалайнера «Боинг-767», поисках правды и виновниках мы расскажем во второй части.
🚫Мы много сил вкладываем в качество статей, поддержите нас лайком и подпиской если вам это нравится.
Предлагаем прочитать:
Материал создан при поддержке проекта SFERA