Замечали, да, какая она, женская доля, в этих фильмах? Ты красивая, образованная (ну, или хотя бы просто красивая и умная), но несчастливая. И мужика у тебя нет. А если есть, то неприятный какой-то.
А судьба представлена в виде и вовсе какого-то мужичонки, на которого без слез не взглянешь. Он либо нюня, либо разбитной алкаш, либо сам не знает, чего хочет. А ты, красавица, давай, не верти головешкой-то, не отворачивайся, жри что дают. Соглашайся на него. Он же судьба.
Ирония судьбы, Самая обаятельная и привлекательная, Служебный роман, Зимняя вишня, Москва слезам не верит, Осенний марафон, Дневной поезд, Любимая женщина механика Гаврилова, Вокзал для двоих, Афоня, Любовь и голуби...
Это вот те фильмы, что на ум пришли. Когда я была маленькой, я так и думала, что ну вот, такова судьба женщины, что поделать, разочаровывает, конечно, но придется соглашаться на такого вот Афоню или, в лучшем случае, Анатолия Ефремовича.
Я, кстати, не считаю Новосельцева, Лукашина или, к примеру, Гошу такими уж плохими. Они нормальные. Но какие-то, на первый взгляд, замызганные, неинтересные, серенькие. А по одежке, как говорится, встречают.
***
Потом я подросла и так и не поняла, зачем в этих фильмах женщинам рисовали такую печальную безнадежную судьбу.
Потом, правда, став еще постарше, приблизившись к возрасту героинь, уже за 30, я отчасти поняла, о чем может идти речь в тех фильмах. С возрастом люди находят себе пару, женятся, а те, кто так и не женился, все равно уже меньше тусуются, начинают лениться ходить на встречи, предпочитая обниматься с диваном — и вокруг одиноких женщин образуется вакуум. Но ведь это же все равно не повод, чтобы соглашаться на такого, к примеру, как безответственный алкаш Афоня или надменный зануда Ипполит.
***
Я раздумывала о том, почему такие фильмы в то время пошли прямо косяком.
Не претендую на истину в последней инстанции, но вот что пришло мне в голову. Эти фильмы, скорее всего, отражают то, что именно тогда СССР свернул куда-то не туда. Из кино исчез соцреализм и заменился вот этим вот... тоже реализмом. Но совсем другим
Что такое соцреализм? Это когда жизнь показывается с точки зрения социалистического общества. При соцреализме на экране могли рисоваться любые, даже самые неприятные эмоции и жизненные ситуации — усталость, тоска, одиночество, боль, даже смерть. Но огромное отличие именно соцреализма от любого другого в том, что там всегда есть взгляд, устремленный в будущее. Всегда действие происходит ради чего-то большого и важного — не ради одной жизни одного человека, а ради общества, в котором человек живет.
То есть, соцреализм отражает правду жизни, но правду жизни в итоге все же позитивную, показывает выход к личному счастью через отстаивание общественных интересов, через разворот отдельного человека к обществу. К ощущению, что человек человеку друг, товарищ и брат.
Вспомните женские судьбы из более ранних советских фильмов. Вспомните героинь Любови Орловой. Или героиню Нины Ивановой из хорошего фильма "Весна на Заречной о улице"
Там вопрос возраста и одиночества вообще не поднимался. Там женщина развивалась, как полноценный член общества, и добивалась успеха — не единоличного, а общего — ради общего блага и к общей радости. А любовь приходила в виде отличного парня, единомышленника, с которым можно дружить, разговаривать. Или в виде пусть плохиша, но плохиша, который мог вырасти над собой, стать лучше, дотянуться до героини.
***
А вот это вот кино из 70-80-х годов оно, в общем, тоже было реализмом. Но уже точно не социалистическим. А каким-то почти буржуазным. Когда человек чувствует тотальную беспросветность. Когда он закуклен в себе, когда тонет в одиночестве.
Я недавно писала про Сергея Довлатова. Вот у него в рассказах тот же самый реализм и то же самое ощущение тоски и тотальной беспросветности. И годы, главное, те же. Даже немного пораньше.
Я почему вспомнила про буржуазный реализм. Да потому что в буржуазном обществе все именно так и есть: как бы ты ни был богат, здоров, успешен, ты не чувствуешь себя счастливым. И уж точно не чувствуешь себя частью общества.
Общество при капитализме — это враг. Это или нахлебники-безработные, которых ты, как добившийся успеха, должен содержать на своем горбу, или конкуренты, мечтающие тебя утопить, или правительство, которое норовит у тебя отобрать кусок твоего заработка в виде налогов, или твой шеф, который отбирает у тебя почти все заработанные тобой деньги, а тебе отслюнявливает зарплату, на которую ты едва выживаешь.
И поэтому вся твоя жизнь покрывается патиной тотального одиночества, тоски и безысходности: ты пашешь-пашешь-пашешь, а вокруг тебя собрались нахлебники и волки, и только норовят тебя ограбить, а то и ликвидировать.
***
Да, в советском обществе 70-80-х еще не было все настолько жестоко, насколько я понимаю. Но ощущение одиночества и тоски уже начало захватывать людей. И это отражалось в кино. В этих красивых, умных, но таких одиноких и несчастных бабах — главных героинях фильмов.
По-моему, эти фильмы немного опасны.
Я считаю, снимать на тему одиночества вообще и женского одиночества в частности так пронзительно, как снимали советские режиссеры 70-80-х годов, прямо вредно для личной жизни женщин — начиная с того времени и до сих пор. Я ведь знаю таких девушек и женщин, которые всякую надежду выйти замуж за нормального мужика теряли, едва переступив за двадцать пять — и не в последнюю очередь, благодаря этим безнадежно-тоскливым фильмам.
Вот, например, у меня была знакомая, которая в 27 лет говорила уже фразочками старушек, причем, говорила совершенно искренне:
"Да кому я нужна, старая перечница" — нам, когда мы спрашивали ее, не нашла ли она себе парня.
"Ты геронтофил, что ли? Подкатываешь к взрослой женщине" — парню на три-пять лет младше.
"Вот была я в девках..." — с интонацией, какую могла выдать помесь бабы Шуры и черепахи Тортиллы, будто "в девках" она была триста лет тому назад.
Было жутковато смотреть на то, какой старой она себя считает.
Я думаю, были бы другие фильмы, вряд ли она бы так клинила на собственной "старости"...
***
Но знаете что совсем плохо? Что с капитализмом фильмы про нелегкую женскую долю только ширятся и множатся.
И тут два направления.
Либо это фильмы, наполненные реализмом — вот этим, капиталистическим, тоскливым и ужасающим:
- когда женщину не хотят брать на работу, потому что она женщина, а значит, может забеременеть и потом сидеть со своими сопливыми детьми на больничных, а зачем такое счастье работодателю?
- когда женщина вынуждена конкурировать за внимание мужчины с другими женщинами, и вылетает из обоймы, стоит ей только немного постареть или поправиться — потому что она обязана быть факабельной, обязана быть товаром с хорошей рекламой;
- когда женщина вынуждена притворяться, что ей нравится то, что нравится ее мужчине, чтобы опять же ее не заменили на более сговорчивую;
- когда она вынуждена быть богатой невестой и знать, что на ней женились из-за ее денег, и т.д. и т.п.
Либо, второе направление фильмов про женщин, это и вовсе сказочки про сильную-независимую, не имеющие к реальности никакого отношения:
- ты проститутка и тебя полюбил миллионер; и мало того, что полюбил, а еще и уважает весь фильм, будто ты и не проститутка вовсе;
- ты нереально крута и профессиональна настолько, что оставляешь позади всех своих конкурентов-мужчин и работодатели бегают за тобой, сбиваясь с ног;
- ты и вовсе реальная волшебница, гениальная изобретательница обладающая личным сортом вибраниума, вечной молодостью и красотой эльфийки и силой капитанши из далекой галактики или амазонки из мифов Древней Греции.
***
Эх... А так хочется простого, настоящего соцреализма.
______________________________
Еще почитать:
Любимый нелюбимый Довлатов
Гоша не абьюзер, Катя не жертва
Когда заказчица с очень раздутым ЧСВ
Если вам понравилась статья, не забудьте про лайк