Сегодня автор предоставит читателям очередную пищу для размышления из Книг Ветхого Завета.
При том, что Библия наиболее обсуждаемая и цитируется повсеместно книга, довольно любопытные моменты "священных писаний" практически остаются без должного внимания.
В рамках данной статьи разберем два библейских сюжета, которые условно назовем “явлениями ночного бога” Ветхого Завета.
Первый сюжет взят из 32-й главы Книги Бытия, и, связан с Иаковым, сыном Исаака; второй сюжет связан с Моисеем, и взят из 4-й главы Книги Исход.
При изложении библейских сюжетов, автор будет подкреплять свои слова цитатами из синодального перевода Библии (прим., т.е. той Библии, которая предназначена для православных).
Сюжет первый
В 32-й главе Книги Бытия описывается путь Иакова со своей семьей, когда он покинул дом своего тестя Лавана, и направился в дом своего отца Исаака.
Причем, отправиться в дом своего отца, Иаков решил, получив послание от Бога:
И сказал Господь Иакову: возвратись в землю отцов твоих и на родину твою; и Я буду с тобою. (Быт.31:3)
Отправив дары своему брату Исаву, Иаков ночью совершает переправу вброд через реку вместе со своим семейством:
И пошли дары пред ним, а он ту ночь ночевал в стане. И встал в ту ночь, и, взяв двух жен своих и двух рабынь своих, и одиннадцать сынов своих, перешел через Иавок вброд; и, взяв их, перевел через поток, и перевел все, что у него было (Бытие, 32:21-23)
После чего Иаков, оставшись один, борется с “Некто” до самого рассвета:
И остался Иаков один. И боролся Некто с ним до появления зари; (Быт.32:24)
“Некто” в борьбе повреждает состав бедра Иакова, но когда взошла заря просит его отпустить:
и, увидев, что не одолевает его, коснулся состава бедра его и повредил состав бедра у Иакова, когда он боролся с Ним. И сказал: отпусти Меня, ибо взошла заря.
Цитата из Книги Бытия, гл. 32-я:
Иаков сказал: не отпущу Тебя, пока не благословишь меня. И сказал: как имя твое? Он сказал: Иаков.
И сказал: отныне имя тебе будет не Иаков, а Израиль, ибо ты боролся с Богом, и человеков одолевать будешь.
Спросил и Иаков, говоря: скажи имя Твое.
И Он сказал: на что ты спрашиваешь о имени Моем?
И благословил его там.
(Быт.32:26-29)
Итак, этот “Некто” открывает Иакову, о том, что тот “боролся с богом”; узнав это, Иаков просит бога, назвать свое имя, точно также как и Моисей, когда впервые говорил с богом, явившемуся в образе не сгорающего тернового куста (Исх.3:2-4), просил назвать имя.
И сказал Моисей Богу: вот, я приду к сынам Израилевым и скажу им: Бог отцов ваших послал меня к вам. А они скажут мне: как Ему имя? Что сказать мне им? (Исх.3:13)
Место, где Иаков боролся с богом, он назвал Пенуэл, что означает “лицо бога” ("вид божий"):
И нарек Иаков имя месту тому: Пенуэл; ибо, говорил он, я видел Бога лицем к лицу, и сохранилась душа моя. (Быт. 32:30)
Иаков говорит, что он видел бога "лицом к лицу" и остался жив; этот момент очень важен, поскольку, Моисею будет однозначно сказано:
И потом сказал Он: лица Моего не можно тебе увидеть, потому что человек не может увидеть Меня и остаться в живых (Исх.33:20)
Примечательно также и то, что бог Яхве вскоре, видимо, запамятовал, что он уже дал Иакову новое имя Израиль, при вероломном нападении на него ночью, и дал ему имя Израиль повторно уже в Вефиле.
Об этом в 35-й главе Книги Бытия:
И явился Бог Иакову [в Лузе] по возвращении его из Месопотамии, и благословил его, и сказал ему Бог: имя твое Иаков; отныне ты не будешь называться Иаковом, но будет имя тебе: Израиль. И нарек ему имя: Израиль.
и нарек Иаков имя месту, на котором Бог говорил ему: Вефиль. (Быт.35:9-10,15)
( Вефиль евр. «Бейт-Эль» — означает «дом Бога»)
Сюжет второй
Следующий сюжет, к которому мы обратимся, случился по пути Моисея* из земли Мадиамской в Египет. Как и в случае с Иаковым, происходит это событие ночью, в дороге, и после того, как бог сам же дает ему повеление идти.
И сказал Господь Моисею в земле Мадиамской: пойди, возвратись в Египет, ибо умерли все, искавшие души твоей. (Исход 4:19)
“Господь”, накануне дав повеление Моисею идти в Египет навстречу со своим братом Аароном (Исход 4:19-23), настигает ночью его семью, и хочет его умертвить. От гибели Моисея спасает его жена Сепфора, которая тут же в дороге делает обрезание своему сыну и бросает крайнюю плоть “Господу”.
Цитата из Книги Исход, глава 4-я:
Дорогою на ночлеге случилось, что встретил его Господь и хотел умертвить его.
Тогда Сепфора, взяв каменный нож, обрезала крайнюю плоть сына своего и, бросив к ногам его, сказала: ты жених крови у меня.
И отошел от него Господь. Тогда сказала она: жених крови – по обрезанию. (Исход 4:24-26)
И в первом сюжете и во втором, как это часто наблюдается в библейских сюжетах, есть параллели.
Иаков направляет к своему брату Исаву; Моисей отправляется к своему брату Аарону;
Явление происходит в ночное время;
Явление происходит в дороге;
В обоих случаях явление бога человеку происходит НЕ во сне;
В первом сюжете бог повреждает бедро Иакову, во-втором получает крайнюю плоть сына Моисея и отступает.
Не буду давать никаких пояснений, касаемо выше приведенных библейских историй, просто отмечу, что ночью бог Яхве ведет себя довольно странно…
_____________________________________________________________________
- Моисей потомок Иакова, через его третьего сына Левия (родившегося от жены Лии)