Найти в Дзене
Канал GekataSova

Странное поведение бога Яхве по ночам

Сегодня автор предоставит читателям очередную пищу для размышления из Книг Ветхого Завета.

При том, что Библия наиболее обсуждаемая и цитируется повсеместно книга, довольно любопытные моменты "священных писаний" практически остаются без должного внимания.

В рамках данной статьи разберем два библейских сюжета, которые условно назовем “явлениями ночного бога” Ветхого Завета.

Первый сюжет взят из 32-й главы Книги Бытия, и, связан с Иаковым, сыном Исаака; второй сюжет связан с Моисеем, и взят из 4-й главы Книги Исход.

При изложении библейских сюжетов, автор будет подкреплять свои слова цитатами из синодального перевода Библии (прим., т.е. той Библии, которая предназначена для православных).

Сюжет первый

В 32-й главе Книги Бытия описывается путь Иакова со своей семьей, когда он покинул дом своего тестя Лавана, и направился в дом своего отца Исаака.

Причем, отправиться в дом своего отца, Иаков решил, получив послание от Бога:

И сказал Господь Иакову: возвратись в землю отцов твоих и на родину твою; и Я буду с тобою. (Быт.31:3)

Отправив дары своему брату Исаву, Иаков ночью совершает переправу вброд через реку вместе со своим семейством:

И пошли дары пред ним, а он ту ночь ночевал в стане. И встал в ту ночь, и, взяв двух жен своих и двух рабынь своих, и одиннадцать сынов своих, перешел через Иавок вброд; и, взяв их, перевел через поток, и перевел все, что у него было (Бытие, 32:21-23)

После чего Иаков, оставшись один, борется с “Некто” до самого рассвета:

И остался Иаков один. И боролся Некто с ним до появления зари; (Быт.32:24)

“Некто” в борьбе повреждает состав бедра Иакова, но когда взошла заря просит его отпустить:

и, увидев, что не одолевает его, коснулся состава бедра его и повредил состав бедра у Иакова, когда он боролся с Ним. И сказал: отпусти Меня, ибо взошла заря.

Цитата из Книги Бытия, гл. 32-я:

Иаков сказал: не отпущу Тебя, пока не благословишь меня. И сказал: как имя твое? Он сказал: Иаков.
И сказал: отныне имя тебе будет не Иаков, а Израиль, ибо ты боролся с Богом, и человеков одолевать будешь.
Спросил и Иаков, говоря: скажи имя Твое.
И Он сказал: на что ты спрашиваешь о имени Моем?
И благословил его там.
(Быт.32:26-29)

Итак, этот “Некто” открывает Иакову, о том, что тот “боролся с богом”; узнав это, Иаков просит бога, назвать свое имя, точно также как и Моисей, когда впервые говорил с богом, явившемуся в образе не сгорающего тернового куста (Исх.3:2-4), просил назвать имя.

И сказал Моисей Богу: вот, я приду к сынам Израилевым и скажу им: Бог отцов ваших послал меня к вам. А они скажут мне: как Ему имя? Что сказать мне им? (Исх.3:13)

Место, где Иаков боролся с богом, он назвал Пенуэл, что означает “лицо бога” ("вид божий"):

И нарек Иаков имя месту тому: Пенуэл; ибо, говорил он, я видел Бога лицем к лицу, и сохранилась душа моя. (Быт. 32:30)

Иаков говорит, что он видел бога "лицом к лицу" и остался жив; этот момент очень важен, поскольку, Моисею будет однозначно сказано:

И потом сказал Он: лица Моего не можно тебе увидеть, потому что человек не может увидеть Меня и остаться в живых (Исх.33:20)

Примечательно также и то, что бог Яхве вскоре, видимо, запамятовал, что он уже дал Иакову новое имя Израиль, при вероломном нападении на него ночью, и дал ему имя Израиль повторно уже в Вефиле.

Об этом в 35-й главе Книги Бытия:

И явился Бог Иакову [в Лузе] по возвращении его из Месопотамии, и благословил его, и сказал ему Бог: имя твое Иаков; отныне ты не будешь называться Иаковом, но будет имя тебе: Израиль. И нарек ему имя: Израиль.
и нарек Иаков имя месту, на котором Бог говорил ему: Вефиль. (Быт.35:9-10,15)

( Вефиль евр. «Бейт-Эль» — означает «дом Бога»)

Сюжет второй

Следующий сюжет, к которому мы обратимся, случился по пути Моисея* из земли Мадиамской в Египет. Как и в случае с Иаковым, происходит это событие ночью, в дороге, и после того, как бог сам же дает ему повеление идти.

И сказал Господь Моисею в земле Мадиамской: пойди, возвратись в Египет, ибо умерли все, искавшие души твоей. (Исход 4:19)

“Господь”, накануне дав повеление Моисею идти в Египет навстречу со своим братом Аароном (Исход 4:19-23), настигает ночью его семью, и хочет его умертвить. От гибели Моисея спасает его жена Сепфора, которая тут же в дороге делает обрезание своему сыну и бросает крайнюю плоть “Господу”.

Цитата из Книги Исход, глава 4-я:

Дорогою на ночлеге случилось, что встретил его Господь и хотел умертвить его.
Тогда Сепфора, взяв каменный нож, обрезала крайнюю плоть сына своего и, бросив к ногам его, сказала: ты жених крови у меня.
И отошел от него Господь. Тогда сказала она: жених крови – по обрезанию. (Исход 4:24-26)
Ночь в пустыне
Ночь в пустыне

И в первом сюжете и во втором, как это часто наблюдается в библейских сюжетах, есть параллели.

Иаков направляет к своему брату Исаву; Моисей отправляется к своему брату Аарону;

Явление происходит в ночное время;

Явление происходит в дороге;

В обоих случаях явление бога человеку происходит НЕ во сне;

В первом сюжете бог повреждает бедро Иакову, во-втором получает крайнюю плоть сына Моисея и отступает.

Не буду давать никаких пояснений, касаемо выше приведенных библейских историй, просто отмечу, что ночью бог Яхве ведет себя довольно странно…

_____________________________________________________________________

  • Моисей потомок Иакова, через его третьего сына Левия (родившегося от жены Лии)