Многие чуждые православному зодчеству элементы попадали в наш церковный ландшафт, благодаря примеру храмов великих князей и царей. Так случилось с раковинами Архангельского собора в Кремле. Кто осмелился бы критиковать зодчего или заказчика, если сам государь одобрил такое украшение русского храма?
Та же история с двухбашенными колокольнями на западном фасаде православной церкви. В той или иной форме симметричные башни-звонницы свойственны католической архитектуре еще с XI столетия! Часто такие колокольни можно увидеть у французов. А первым русским храмом именно с такими колокольнями стал Троицкий собор Александро-Невской лавры, устроенный Петром I в новой столице - Санкт-Петербурге. После реконструкции храма в конце XVIII века две колокольни остались.
Троицкий собор Александро-Невской лавры породил череду подражаний, в том числе в Московском крае. Несомненно, "аналогами" петербургского царского собора были Троицкая церковь в подмосковной усадьбе Кайнарджи графа Румянцева-Задунайского, церковь Сошествия Святого Духа в селе Шкинь и другие. Таким образом, речь идет о попытке переноса на московскую почву не столько католических обычаев, сколько столичных (петербургских).
Церковь Сошествия Святого Духа в селе Шкинь
Коломенский район
Церковь Сошествия Святого Духа на Лазаревском кладбище
Москва, м. Марьина Роща
Троицкая церковь в усадьбе Троицкое-Кайнарджи
Павлино, Балашихинский район
Спасская церковь в усадьбе Пехра-Яковлевское
Балашиха
Покровская церковь в Акулово
Одинцовский район
Воскресенская церковь в селе Молоди
Чеховский район
Предтеченская церковь в Данилово
Домодедовский район
Двухбашенные колокольни не прижились на русской земле. Ни священники, ни звонари, ни прихожане толком не понимали, зачем церкви вторая звонница. Одна из башен, как правило, пустовала: колокола на ней не вешали. На пустую колокольню иногда ставили часы с боем, что в общем-то нарушало изначальную симметрию.