В 20 километрах от Шуи располагается 2 села - Дунилово и Горицы, между ними протекает река Теза.
Дунилово стоит на левом берегу реки Тезы, а на правом село - Горицы ( с ударением на второй слог). Вместе они образуют небольшую сельскую агломерацию.
Первое упоминание о Дунилово (раннее название - Дубнилово) относится к 1535-му году и связано оно с княжеским родом Горбатых-Шуйских. Потомки суздальских князей Дмитрий и Василий жили здесь c ХVI века на месте, называемой "Поляна", где стоял деревянный терем, располагавшийся неподалёку от того места, где потом стоял Благовещенский монастырь. В дальнейшем история Дунилова переплетается с родом бояр Лопухиных. По случаю бракосочетания Петра I село было пожаловано боярину Ф.А. Лопухину, отцу Евдокии Лопухиной, первой супруги императора. По преданию, некоторое время, в этом монастыре Евдокия проживала будучи в ссылке.
Кроме реки через село веками проходил традиционный путь из Санкт-Петербурга в Нижний Новгород («Аракчеевская бульварная дорога»). Движение было настолько оживлённым, что через Тезу было перекинуто целых 4 моста. Для сравнения - сейчас только один.
Раньше в Дунилово было 11 церквей, сейчас сохранилось очень мало, очень красивые и видно, что их начинают восстанавливают и уж если приведут в порядок, то точно будут привлекать своей красотой.
Храмовый комплекс занимает прямоугольную в плане территорию. Сложился на месте прежних деревянных храмов, шатрового и клетского, известных с 1632-го года Состоит из крупной пятиглавой летней Покровской церкви 1685-1704 гг., возведенной по заказу владельца села боярина Ф.А. Лопухина, и небольшой зимней во имя Всех Святых, поставленной в 1742—43 гг. параллельно первой к северу от нее. Западные фасады храмов и соответствующий участок кирпичной ограды 1-й четверти 19-го века с главными воротами обращены к бывшей торговой площади. Рельеф местности, композиция и силуэт храмов, дополненных башенками на углах ограды, богатство и стилистическое многообразие декора, где 17-й век соседствует с классицизмом, создают необычайно живописный облик комплекса.
Крестовоздвиженский храм расположен в самом центре села, где ранее была торговая площадь и переправа через реку Тезу.
Построен он был купеческим родом Балиных в 20-х годах девятнадцатого века на месте каменной часовни, поставленной в память об избавлении от морового поветрия в 1654 года. В советское время церковь утратила признаки церковной архитектуры. Сохранился кубической формы объем с небольшой трапезной, окна с узкими проемами и наличники, выполненные из фигурного кирпича. В советское время храм использовался как склад зерна. Реставрацию начали в 1996 году. К празднику Крестовоздвиженья 1998 года храм стоял под новым куполом, увенчанным крестом, закончена была внутренняя отделка, начаты работы над иконостасом. С того времени служба в храме совершается каждое воскресенье.
Часовня Николая Чудотворца Возле Покровской церкви.
Построена в 1830-40-х годах. В середине 19-го столетия расширена пристройкой палатки с севера. Стены кирпичные, побеленные.
На северной окраине села находится Свято-Успенский монастырь.
Он основан в конце 17-го века боярином Федором Абрамовичем Лопухиным, отцом первой жены Петра I Евдокии. На средства Лопухина в пойме реки Тезы на краю Дунилова была построена Успенская общежительная мужская Пустынь с двумя деревянными храмами, освященными в честь Успения и Покрова Богородицы. В 1725-м году Успенская Пустынь была приписана к Юрьев-Польскому Архангельскому монастырю, а позднее передана в ведение Свято-Николо-Шартомского монастыря. В 1764 году, при Екатерине II, по церковной реформе Пустынь была упразднена, имущество передано Дуниловскому Благовещенскому женскому монастырю, а деревянные храмы и строения сгорели.
В начале 19-го века на месте закрытой пустыни были отстроены два каменных храма с теми же престолами. Летний Успенский храм освящен в 1819-м году, а зимний Покровский в 1848-м. В Успенском храме было три престола: в честь Успения Божией Матери, в честь Всемилостливого Спаса и в честь Рождества Пресвятой Богородицы.
Сейчас монастырь восстановлен, действующий, однако попасть на территорию монастыря непросто. На въезде стоит шлагбаум и охрана.
С трудом выпросили разрешение зайти на территорию и в главный храм. Как раз шла служба, фото и видео категорически запрещено делать не только в храме, но и на территории, поэтому фото сделаны только за пределами монастыря. Монастырь очень красивый и ухоженный.
Село Горицы очень живописно расположилось на высоком правом берегу Тезы.
Впервые Горицы упоминаются в 1553 г., опять же благодаря последним потомкам суздальских князей Василия и Дмитрия Горбатых-Шуйских. После смерти Горбатых, во 2-й половине 16-го века., Горицы перешли во владение Николо-Шартомского монастыря, но уже в 1613 г. числятся за окольничим Василием Коробьиным, поставившим здесь со своим братом в 1624 г. деревянную церковь Рождества Богородицы на месте ветхого храма 1535 г.
Здесь внимание в первую очередь привлекает храмовый комплекс из двух церквей с шатровой колокольней.
По заказу Холщевниковых и богатых крестьян Цыгановых вместо прежней деревянной у торга строится новая кирпичная церковь Рождества Богородицы (1760 г.), ставшая основной доминантой села
Территорию комплекса, обращенного восточной стороной к реке, окружает кирпичная ограда. Место его расположения получило название Вознесенская гора.