Рабство в той или иной форме присутствовало во многих государствах на протяжении многих веков. Бесправные невольники строили монументальные египетские пирамиды, гладиаторы дрались на потеху римским плебеям и патрициям, средневековые пленники рвали жилы на галерах, крепостные крестьяне "горбатились" на феодалов-помещиков, несчастные африканцы - на плантаторов в Америке, и т.д.
И хотя во все времена находились люди, выступавшие за равноправие, правители всегда имели аргументы в пользу рабства. Хотя бы потому что дешёвый труд неплохо поднимал капитал элиты - дворян и прочих "владельцев заводов, газет, пароходов".
Но так случилось, что в большинстве стран Европы к середине XIX века крепостное право отменили, а в Российской империи ещё нет.
Немецко-французский историк Жорж Деппинг в 1830-х годах, вспоминая о феодализме на Западе, писал следующее:
Сельские жители, которые своим усердным трудом производили продукты, наиболее необходимые для нашей жизни, влачили ярмо рабства. Они принадлежали феодалам и лордам, которые продавали крестьян с землей или без неё. Несчастные крепостные не могли ни поселиться в другом месте, ни жениться без разрешения своих господ: их участь была не лучше, чем у современных русских крестьян...
("Зимние вечера или наставления отца своим детям...", 1832 г. Ж. Деппинг)
Книга Деппинга была переведена на многие языки, в том числе, на русский. Однако, наш толмач, Юлий Джулиани, который находился на государевой службе, разумеется, не мог цитировать француза дословно. Он в красках описал несчастную жизнь европейских крестьян, справедливо заметил, что крепостничество на Западе отменено ещё не везде, а про Россию вставил следующее :
Крепостная подчинённость существует и в России, но без всякой жестокости, ибо крестьяне называющиеся крепостными и принадлежащие помещикам пользуются вообще завидным благосостоянием и довольствием. Они довольны своим состоянием, не желают сделаться вольными, ибо в случае их нужд, помещики пекутся об удовлетворении оных, что делают с особой заботливостью, да и самоё Правительство за сим наблюдает. Следовательно эта подчинённость служит благом для крестьян.
("Историческое обозрение нравов и обычаев..." Ж.Деппинг в переводе Ю. Джулиани. 1836 г.)
Возможно, итальянец Джулиани, служивший российской короне и был в чём то прав, но без пропагандистских приёмов здесь не обошлось. Каждая из сторон, как и сейчас, пыталась показать, что "за бугром" жизнь не сахар, у нас то "лучше".
Для меня это был забавный опыт, потому что сначала я читал книгу, переведённую на русский язык, и удивился "неужели парижанин так разбирается в нашем крепостничестве, да ещё и топит за него?", а потом решил ознакомиться с подлинником на французском языке. И облегчённо выдохнул.) Всё-таки ничего не меняется даже спустя 200 лет.