Найти в Дзене
ROCKDIGGER

Nazareth - Hair Of The Dog, 1975 Святость грешных душ...Изучим тему.

Католическая Пасха в 1975 году выпала на 30 марта. Шестой студийный альбом шотландской группы Nazareth - "Hair Of The Dog" поступает в официальную мировую продажу, в аккурат, на шестой день "светлой Пасхальной седьмицы" - 3 апреля. Так что, вполне, можно назвать этот альбом пасхальным. Только, вместо Прославления Воскресения Господа нашего Иисуса Христа, песенное содержание альбома переполнено социально-бытовыми исповеданиями. Но, я уверен, что, они, были в этом чрезвычайно искренними. Разберёмся...

Nazareth: автографы на свежих альбомах Hair Of The Dog, апрель 1975 г. Копенгаген, Дания.
Nazareth: автографы на свежих альбомах Hair Of The Dog, апрель 1975 г. Копенгаген, Дания.

Rockdigger снова с Вами, друзья - приветствую Вас!

Rockdigger с A&M американской версией винилового альбома Hair Of The Dog от Nazareth
Rockdigger с A&M американской версией винилового альбома Hair Of The Dog от Nazareth

Начну с того, что существует огромный отряд меломанов, занимающихся музыкой, чуть-ли, не профессионально. Я убежден, что, каждый из них, обладает обширнейшей информацией о наиболее культовых изданиях мировой рок-сцены. Поэтому, я, с некой, трепетной осторожностью, прикасаюсь к обсуждению очень известных и проверенных временем произведений, дабы не нарваться на критику, весьма осведомленных, в теме, людей. Альбом группы Nazareth - Hair Of The Dog, именно, из такой категории.

Однако, мне в жизни, выпало счастье, несколько дней работать с Nazareth, иметь тесное общение, как, с Дэном Маккаферти (Dan McCafferty) так и с Питом Эгню (Pete Agnew), что оставляет за мной право, добавить в копилку, уже известных событий, нечто своё. К тому-же, нельзя не учитывать, что существует еще большее количество людей с меньшим багажом знаний о предмете обсуждения, и это, ИМ, в первую очередь, адресован мой обзор.

Dan McCafferty (R.I.P. bro) и Павел Шило (Rockdigger) 2006 г. (из личного архива)
Dan McCafferty (R.I.P. bro) и Павел Шило (Rockdigger) 2006 г. (из личного архива)
Pete Agnew и Павел Шило (Rockdigger) 2006 г. (из личного архива) Пит, очень неплохо играет на гитаре и хорошо поёт .....Only Want A Little Part Of You...неожиданно и..невероятно!
Pete Agnew и Павел Шило (Rockdigger) 2006 г. (из личного архива) Пит, очень неплохо играет на гитаре и хорошо поёт .....Only Want A Little Part Of You...неожиданно и..невероятно!
Pete Agnew и Павел Шило (Rockdigger) 2006 г. (из личного архива)
Pete Agnew и Павел Шило (Rockdigger) 2006 г. (из личного архива)

Сами музыканты, охотно рассказывают историю о запрете выпуска в США этого альбома с названием Son Of Bitch. Они, даже, пытались назвать этот альбом, как Heir Of the Dog (Наследник собаки) - и это, далеко не мифы. Однако, говорить будем, о продукте, уже, свершившейся истории.

Для меня, всегда, был важен другой вопрос: как же так получилось, что на этом самом альбоме, гитарист и продюсер Мэнни Чарлтон, сумел подобрать просто фантастический, тяжелый, гитарный роковый звук, максимально подходящий под вокальные способности певца Дэна Маккаферти. Ощущение, что вы, слушаете, нечто охренительно-динамичное и своеобразное, не покидает вас, до самой последней финальной ноты в альбоме. Такие-же убийственные живые барабаны и очень плотный бас. И, главное, невероятная мощь голоса Дэна.

Увы, на ранних и на последующих альбомах, Nazareth, такого мощного жирного гитарного звука не было. Годы спустя, станет ясно, что они навсегда утратят эту хард-роковую благодать. Творчество Nazareth в пост-чарлтоновский период не в счет. Отблески этой благодати, мы еще услышим в одной-лишь композиции "Telegram", из следующего альбома "Close Enough For R'n Roll" (1976) и, пожалуй, на шикарнейшем "живом" альбоме "S'Naz" (1981). Остальное творчество будет не менее интересным, мелодичным и оригинальным, но всё "вокруг да около"...
Отмечу, что в отличие от студийных работ, живые концерты у
Nazareth всегда отличались "тяжёлым" звучанием, об этом говорят их совместные туры с такими соответствующими группами, как Deep Purple, RUSH, Billy Squier, Motorhead, W.A.S.P, Trapeze, Krokus и т.д. и многочисленные видео.
A&M Records информирует о туре Nazareth  с Deep Purple в рамках поддержки альбома Hair Of The Dog (для "Пёплов" без Блэкмора, это был, пожалуй, финальный тур в 70-х годах.)
A&M Records информирует о туре Nazareth с Deep Purple в рамках поддержки альбома Hair Of The Dog (для "Пёплов" без Блэкмора, это был, пожалуй, финальный тур в 70-х годах.)

Вот он, давно уже, легендарный - Hair Of The Dog, 1975

Лицевая сторона конверта альбома. Отныне, уже культовое изображение - не правда, ли?
Лицевая сторона конверта альбома. Отныне, уже культовое изображение - не правда, ли?

Период времени с середины 70-х годов на Западе: окончание войны во Вьетнаме и восхождение новой музыкальной эпохи "диско". Молодежь, музыкально, более впитывала punk и new wave культуру.
Хард-рок, как музыкальный жанр, вознесённый "до коммерческих небес" феноменом Led Zeppelin, с их синтезом двух основных направлений тогдашнего музыкального авангарда "тяжелой музыки" и "белого блюза", оставлял ранее занятые позиции, в угоду, наступающим новым музыкальным жанрам. И вот 1975 г. выходит "Hair Of The Dog".

Изучим конверт альбома.

Подпись художника Dave Roe ( к сожалению, внезапно скончавшегося в 2013 году)
Подпись художника Dave Roe ( к сожалению, внезапно скончавшегося в 2013 году)

На обратной стороне конверта, стоит подпись художника - Dave Roe.

Дэвид Фейрбразер-Рoу - британский иллюстратор из Ливерпуля, выпускник Королевской худ. академии в Лондоне середины 60-х годов.
Редкий художественный стиль Роу, представлен оформлением первого сольного альбома Jon Anderson (Yes) - Olias Of Sunhillow (1976) Шедевр ! Там, кстати, внутри разворота, имеется ч/б фотография, с фото Дэйва Роу стоящего слева, с группой участников записи.

Академическая техника Роу, ставила его, на голову выше многих его современников, создающих поп-арт психоделическое искусство. Известно, что в 1968, 1969 и 1970 годах Дэйв был художником, который создавал афиши, программы и билеты на фестивали острова Уайт: самые известные рок-фестивали Великобритании 60-х годов (британский Вудсток). Так вот, Дэйв Роу, специалист по фантастически невероятным изображениям драконов, принимает задание от звукозаписывающей компании, создать нечто, соответствующее музыкальному образу альбома.

Интересно, что, по словам Дэна Маккаферти и других участников группы, никто и никогда из них, не имел никакого влияния на тематику художественного оформления ни одного из альбомов Nazareth. Оформление альбомов - так сложилось, была, зона ответственности редакторов выпускающих компаний, заказывающих дизайн-проекты у различных (порой, очень недешевых) художников или в арт-агенствах.

И, надо сказать, в большинстве случаев, попадание оформления было точно "в десятку": некоторые из обложек альбомов от Nazareth, на сегодняшний день имеют проверенную годами, реальную художественную ценность.

У Дэвида Роу, в заначке, уже была заготовка, которую, доработав, он представил на суд редакторам компании. Изображение клыкастых и зловещих драконо-псов, на островке, среди озера булькающей серы, производило сильное впечатление. Однако, формат изображения не покрывал пространство обеих сторон альбома, поэтому, заднюю часть конверта, пришлось дополнить черной полосой, на которой, распределили текст основной информации об альбоме. Получилось очень круто и вполне естественно!

Обратная сторона конверта альбома.
Обратная сторона конверта альбома.

Восемь песен, вошедших в альбом Hair Of The Dog (девятая, Love Hurts сначала была синглом, для американского рынка, но затем, поднявшись в чартах, заменила Guilty, в американской версии альбома) на сегодняшний день, и на все будущие времена, стали уже классикой мирового хард-рока. Причем, сам Джерри Мосс (Jerry Moss - глава A&M) , был инициатором включения баллады "Love Hurts" (сочинённая композитором Будло Брайантом (Boudleaux Bryant) для американского дуэта The Everly Brothers в 1960-м году, но оставшаяся абсолютно незамеченной), в версию альбома для рынка США, чем, обеспечил устойчивый успех продаж пластинки в США и Канаде.

Будло Брайант (Boudleaux Bryant) автор знаменитой песни "Love Hurts", вместе со своей женой Фелицией, являлись одними из самых успешных композиторов и семейных поэтов-песенников в США. Будло, скончался от рака в 1987 году, в 57 лет. (Такое странное имя, дал ему отец, в честь француза Boudleaux, спасшего жизнь отцу в Первую Мировую войну)
Будло Брайант (Boudleaux Bryant) автор знаменитой песни "Love Hurts", вместе со своей женой Фелицией, являлись одними из самых успешных композиторов и семейных поэтов-песенников в США. Будло, скончался от рака в 1987 году, в 57 лет. (Такое странное имя, дал ему отец, в честь француза Boudleaux, спасшего жизнь отцу в Первую Мировую войну)

Не смотря на коммерческий спад хард-рока к середине 70- годов, Nazareth удалось на какое-то время войти в Высшую лигу исполнителей этого жанра

Номер SOUNDS от 12 июля 1975 г. с Nazareth на главной странице, через 3 месяца после выхода альбома Hair Of The Dog, получившего "золотой" статус.
Номер SOUNDS от 12 июля 1975 г. с Nazareth на главной странице, через 3 месяца после выхода альбома Hair Of The Dog, получившего "золотой" статус.

Баллада "Love Hurts" пробила горячую десятку Billboard еще до выхода альбома, на стадии сингла. Самое высокое достижение Nazareth в коммерческом плане - 8 место этой песни в американских списках: при колоссальной конкуренции на рок-сцене, вот это было, невероятно круто!

Сингл "Love Hurts" (Любовь причиняет боль) взлетевший в США и Канаде в чарты Billboard.
Сингл "Love Hurts" (Любовь причиняет боль) взлетевший в США и Канаде в чарты Billboard.

Итак, перед нами - триумф вокальных способностей Дэна Маккаферти, которому, на тот момент, было всего-то 28 лет. И, конечно, триумф Мэнни Чарлтона, как продюсера и гитариста. Все партии гитар на альбоме сочинены, аранжированы, равно как и подобрано соответствующее звучание с применением синтезирующих звуков именно им. Мы слышим на Hair Of The Dog свободное творческое вдохновение от Manny Charlton.

Перевод -"Cобачья шерсть", суть состояния, требующего "опохмелочки", к тому же, крайне удачно связанное с припевом главной одноимённой песни, про сукина сына, которого, на свою беду, повстречала нормальная такая "молодая горячая мамулька". А, этот самый, "санофбич", велюровый чародей, прирожденный притворщик, совсем заморочил ей голову. Дело, в общем-то, заурядное. Остается предположить, что, девушке, всё-же, очень скоро предстоит избавиться от розовых очков и испытать, увы и ах, весь ужас "похмельного синдрома" от знакомства с гулякой.

Now you're messing' with..

A son of bitch!

Now you're messing' with a son of bitch

Так что, здесь ребята, суть песнопений, вовсе не о вреде "зелёного змия", а напротив, предостерегающая молодых дев, сатирическая "инструкция по выживанию при встрече с молодыми повесами". Чтобы не было потом горького похмелья и разбитого сердца заодно.

"Miss Misery" (Мисс Страдание) Режущие, по живому, гитарные риффы! Такого у Nazareth никогда ранее не было! Слайд-соло...Чарлтон, здесь, в каком-то, яром вдохновении. А песня, о дикой влюбленности к красивой молодухе, горячей цыганской танцовщице. Маккаферти, сам переживает мелодраму главного героя, выворачивая себя на изнанку, рыча- "Освободи меня, освободи меня, пожалуйста...пытаюсь разрушить чары, которые ты наложила на меня" (Trying to break the spell you hold on me). Ой, обалдеть!Фантастичекие гитарные флажолеты в финале...

"Changin` Times" (Времена меняются) По сути, настоящий Black Sabbath! И очень напоминает, мелодически Нильса Лофгрена в его в live вступлении к его же авторской песне Beggars Day (Найдите и послушайте). Опять новая мелодрама: теперь молодой сынуля, воспитанный мамой, что с девушками нужно всегда вести себя, как мужчина, встречает такую оторву, что она путает все его мозги. Такое, кстати, бывает в жизни. Он, вспоминая мамины советы, никак не может применить их на практике...его девуля, та еще бунтарка - не отличает добра от зла. Короче, попал паренёк! Но, чувак, надеется, что времена изменяться. Да все потому, что он её - любит! Невероятен вокал Маккаферти, как же он мог родиться с таким голосом?Настоящий хэви-метал: от припева к переходу на финал, так, раньше, жестко и убедительно, Nazareth, никогда не звучали.

"Beggars Day" (День нищих) Авторство этой песни принадлежит американскому гитаристу и композитору Нильсу Лофгрену (Nils Lofgren). Еще одна тонкая нравственная материя, облечённая в изысканное хард-роковое обрамление, звучащая, на самой границе настоящего яростного heavy metal. Какие-же здесь гитары! Насчитал, кажись, четыре! Или, более... Мэнни Чарлтон, не пожалел дорожек! Нильс Лофгрен сочинил эту песню для альбома Crazy Horse - Crazy Horse (1971), однако, затем, переписал её для собственного проекта Grin - Gone Crazy (1973) и посвятил её, как надгробную речь, по умершему от героиновой зависимости в возрасте 29 лет, талантливому гитаристу Дэнни Уиттену, члену команды Neil Young`s Crasy Horse (Eulogy To Danny Whitten). Для непосвященных, содержание этой песни туманно. Здесь, поётся о безвозвратной потере, которую никакое милосердие уже не спасёт, и день этой потери - это день нищих.

Переход финала "Дня нищих": от ожесточенного гитарного хэви-металл риффа через плавающее flanger-арпеджио в атмосферный ambient под названием "Rose In The Heather" (Роза в вереске), это скорее, дань памяти по безвременно ушедшему, гитаристу Дэнни Уиттену. Невероятно красиво!

"Whiskey Drinkin` Woman" (Женщина пьёт виски) - снова звучит шедевр. Основа песни, интересная комбинация двух гитар и прекрасная партия бас-гитары. Всё-таки, Пит Эгню, крайне недооценённый в истории рок-музыки бас-гитарист. На высоте перкуссия. Содержание песни, есть пересказ истории влюбленного в женщину мужика, однако, он видит, как её "пожирает" алкоголизм (у нее на кухне и, даже, в постели, лежали бутылки). Чувак не желает с этим мириться, и, собирается вытащить её из лап "зеленого змия". Согласитесь, что такое устремление достойно всякого уважения.

"Please Don`t Judas Me" перевод до сих пор вызывает различные спорные вариации (скорее будет: "Не осуждай меня" или "Не предавай меня") Вспоминается, как много много лет назад, эта песня звучала практически на каждой школьной дискотеке, как наикрасивейшая медленная баллада, с ой каким патетическим текстом, относящимся скорее к обязательному требованию соблюдения Божественных заповедей, в части "не осуждай" или, образно говоря, как это звучало из уст самого Христа - "Не судите, каким судом судите, таким и вас судить будут", а поступай со мной так, как хотел бы чтобы так-же поступали с тобой (Treat Me As You Like To Be Treated) Оставь меня таким, каким хотел бы найти. Направь меня, ведь мои глаза слепы...но нет, нет не осуждай меня" и т.д. Невероятная роковая крутизна!И, здесь, появляется еще один известный музыкант: Мэнни Чарлтон нанимает барабанщика Саймона Филлипса, для игры на табла (Та́бла́небольшой парный барабан) ранее, работавшего над музыкой к кино, с бродвейским композитором Эндрю Ллойдом Уэббером.

Песня "Guilty" (Виновен), эта, роскошная, во всех смыслах салонная баллада, принадлежит перу американского певца Рэнди Ньюмена (Randy Newman). Текст посвящен потерявшему веру в себя мужику, находящемуся на самом дне, в результате чего, после бутылки с виски, переходящего на кокаин...Чувак всё осознает, и винит во всём только себя. Однако, что-бы оказаться вновь, в объятиях своей дорогой пассии, ему нужно встать и двигаться вперёд. Но, кажется, что сил у него на это, уже всё меньше и меньше...Жесть! И здесь правит Ад. Исполняется песня, без ритм секции, под аккомпанемент волшебных гитар со слайдом Мэнни Чарлтона и сессионного студийного клавишника Макса Мидлтона (Max Middleton) работавшего с гитаристом Jeff Beck, а так-же с Peter Frampton, Chris Rea, т.д.

Макс Мидлтон  - это он играл на клавишных в песне Hair Of The Dog's "Guilty".
Макс Мидлтон - это он играл на клавишных в песне Hair Of The Dog's "Guilty".

Вывод, после прослушивания этого альбома, такой: если вы, реально, интересуетесь рок-музыкой, то, альбом Hair Of The Dog, просто обязан присутствовать в Вашей фонотеке.

Мое мнение, по звучанию альбома, следующее: вместе, сложились ряд факторов, положительно повлиявших на неповторимое звучание этой пластинки, а именно:

1. Свобода, которую ощутил гитарист Мэнни Чарлтон, взяв на себя все риски по финансированию и творческому насыщению этой работы, равно, как и обратная связь со своими музыкантами, чей потенциал ему был известен до мелочей.

2. Гитарист Black Sabbath Тони Айоми, знакомит Чарлтона со своим другом, гитарным мастером Джоном Бёрчем (John Birch), которому, Чарлтон, передает на реконструкцию, свой, изрядно потрепанный инструмент, гитару Gibson Les Poul из топовой серии 50-х годов.
Джон Бёрч, полностью перебирает все датчики, ставит и настраивает свою собственную звуковую схему (а это, извините, от 10 до 20 тыс.$ за каждый датчик, по ценам 75 года!) и более того, перекрашивает корпус гитары Чарлтона в чёрный цвет. Именно эту гитару, пожалуй, мы и слышим во всём том волшебстве, что звучит на Hair Of The Dog.
(Чарлтон, признавал позднее, что совершил чудовищную ошибку, поставив на эту гитару, поддавшись чужим советам, машинку Tremolo Kahler, по факту, убив, её уникальное звучание). Кто сказал, что звук ничего не стоит?

3. Удачное аранжировочное попадание прекрасно подобранных песен под вокальные и исполнительские возможности Дэна Маккаферти.

И последнее.

Альбом Hair Of The Dog послужил миной замедленного действия для дальнейшего существования группы. Через 15 лет после своего выхода, к 1990-му году, начался невероятный интерес к этому альбому в США, благодаря успеху группы Gun'n Roses. Одноимённая песня звучала буквально из каждого американского утюга, равно как и песня Love Hurts, ставшей заглавным треком для мыльного сериала Scarlett. Поэтому, деньги, на счет продюсера альбома Мэнни Чарлтона (а он продавал только publishing) полились рекой. Мэнни не нужно уже было далее куролесить по миру, и он решил провести остаток своей жизни в тихом местечке Хэслет, в штате Техас. Расстался с ребятами из Nazareth он мирно, они его поняли, не ссорились, ничем друг другу не гадили. А, на вопрос, почему ушел Мэнни? каждый из них скромно отвечал коротко и просто - "He's left".

Деньги. Хорошие такие деньги, привели Мэнни Чарлтона, к его заслуженно тихому и мирному житию, освобождённому от "воздушных мытарств", во время которого, он не прекращал заниматься ни музыкой, ни продюсированием, где, в Хэслете, и скончался 5 июля 2022 года, не дожив трех недель до своего 81 летия.

Manny Charlton R.I.P.
Manny Charlton R.I.P.

Rockdigger всегда с Вами! Берегите себя!

_______________________________

*При каком-либо использовании материалов авторского текста, ссылка на автора обязательна!