Найти тему
Жить интересно!

Он известен всем - Ил-2 или "летающий танк" гения Ильюшина

Оглавление

Не зря Ил-2 является самым известным самолётом Великой Отечественной войны. По популярности от стоит в ряду Т-34, "Катюши", ППШ, полуторки. Вся эта техника - оружие победы. Так чему же обязан Ил-2 своей известностью?

🔶Самый массовый боевой самолёт

-2

Для начала, Ил-2 был самым массовым боевым самолётом. было произведено свыше 36 тыс. единиц. За 5 лет войны этот самолёт применялся повсеместно, около 12 тыс. самолётов были уничтожены в ходе боёв, столько же потеряно в небоевых условиях.

В бою он был универсальным солдатом, как Т-34. Рекордов не ставил, ничем особым не отличался, прост в производстве и ремонте, Ил-2 просто и методично выполнял боевые задачи.

Создан этот штурмовик был в основном благодаря испанской войне, на которой выявилась потребность в бронированном универсальном летательном аппарате, способном и удар выдержать, и наземные войска поддержать, и защитить себя в случае чего.

Ильюшин создал простой в производстве и ремонте аппарат, так как знал, что машину придётся чинить много, ведь по ней то и дело будут работать вражеские зенитки.

🔶Производство

-3

Производство штурмовика началось в феврале 41-го, незадолго до войны. Первый год авиация сильно пострадала, а восполнить было почти нечем, заводы эвакуировали и самолёты собирались на коленке.

Однако, благодаря заложенной простоте производство этого самолёта удалось наладить даже в почти кустарных условиях.

Ил-2 пользовался популярностью на фронте, ведь он мог не только поддержать войска, но и всыпать "Мессершмиту".

📝 цитата:
Под Одессой я первого своего немца сбил. Дурачок какой-то попался. Атаковал сзади, промазал, скорость не рассчитал, с перепугу выскочил вперёд и прямо перед носом оказался. Я на гашетку нажал, он и рухнул сразу.
Штурмовик Григорий Черкашин

"Летающий танк" - так называли Ил-2, ведь его бронированность позволяла выдержать удар от осколков или снарядов различных калибров, кроме 37-, 30- и 20-мм. Особую броню имели жизненно важные элементы штурмовика, которые не раз защищали самолёт от гибели.

🔶Вместо истребителей

-4

Порой штурмовиками Ил-2 закрывали потребность в истребительной авиации, хоть и "1 на 1" этот самолёт проигрывал истребителям. Для решения этого вопроса на самолёт добавили отдельного стрелка.

О месте стрелка на Ил-2 ходят плохие слухи насчёт выживаемости. Дошло до того, что это место стали считать местом штрафника, так как его было "не жалко". Это было связано с тем, что стрелок фактически не имел нормальной брони, максимум 6 мм бронелиста, но что это такое против зенитных снарядов или истребителя на хвосте? Однако согласно официальным данным о потерях, за всё время существования самолёта, потери среди лётчиков составили 7837 человек, а среди стрелков 3996 человек.

Штурмовики летали на той высоте, где вся мощь зенитных орудий обрушивалась на самолёт, но вероятность погибнуть от зенитки у лётчика и стрелка были одинаковыми, а истребители противника не всегда умудрялись зайти в хвост Илу, часто штурмовики прикрывались нашими истребителями.

Вы достигли половины статьи, невероятно! Не останавливайтесь на достигнутом, дальше - интереснее) А в конце не забудьте поставить большой палец вверх и нажать кнопку "Подписаться" - это лучшая поддержка для меня!

🔶Уничтожитель танков

Немецкая колонна, уничтоженная группой Ил-2
Немецкая колонна, уничтоженная группой Ил-2

Основным его назначением всё-таки была работа по наземным целям. Особенно хорош Ил-2 был против танков. Когда штурмовик оснастили противотанковыми бомбами, немецкий зоопарк пищал от страха. Бомбы сбрасывались по 128 штук из каждого люка, несколькими самолётами. Точность была конечно не на высоте, но, попав, уничтожение было почти гарантированным.

Применяли такие боеприпасы и против окопавшегося противника.

🔶Особая популярность

-6

Как и любая техника, к концу войны Ил-2 стал чуть ли не идеалом штурмовика. Стало больше умелых пилотов, качество производства сильно увеличилось, в небе закончилось господство немцев, а радистами была налажена бесперебойная связь штурмовика и земли. Тогда то Ил-2 раскрыл весь свой потенциал.

📝 цитата:
В Корсунь-Шевченковской операции нас посылали добивать окружённую группировку у деревни Шендеровки. Ещё снежок лежал. Бомб у нас не было, поскольку с подвозом были проблемы, так вот мы ходили, стреляли из пушек и пулемётов. Помню, большое поле перед деревней — всё мышиного цвета от солдатских шинелей, и никто в нас не стреляет. Сейчас мне их даже жалко, а тогда пальцы на гашетки и пошёл туда, в кучу. Отстреляешь и потом выскакиваешь над своей территорией. Мы так били дня три, наверное. По врагу стрелять приятнее, чем по мишеням. Никакой жалости я не испытывал. Задача стояла убивать, и убивать как можно больше.
Лётчик Николай Пургин

Я бы даже сказал, что лётчики-штурмовики более герои, нежели истребители. Их вклад недооценён, а сколько наземных операций были бы невозможны без должной поддержки штурмовиков.

🔶Деревянный самолёт

-7

К слову о простоте сборки - Ил-2 был не цельнометаллическим самолётом. Значительная часть элементов была выполнена из дерева, что облегчало самолёт и упрощало сборку. Использовали шпон и фанеру.

Зато такой самолёт могли собирать из некачественных материалов руками неквалифицированных работников и он бы успешно полетел бить врага.

Вот такой он - гений Ильюшина.

Статья основана на материалах историка Олега Валентиновича Растренина.

🔖А теперь небольшая просьба - поддержите канал - нажмите "Подписаться" и поставьте большой палец вверх👍. Это очень поможет выходу новых публикаций и продвижению канала.

🏺ТРОПЫ ИСТОРИИ🏺

Все фото из открытых источников.