Всем привет!
Данная публикация посвящена легендарной машине Зил-157, которая оставила заметный след в истории советского автопрома. Эту машину ( в просторечьи - Колун) долгие годы использовали как в армии, так и в народном хозяйстве. И я долгое время работал на Зил-157 КЕ, так что со знанием дела могу рассказать об этом советском автомобиле. Вот точно такая была у меня Техпомощь, как на данном фото.
Прототипом для ЗиЛа послужил американский грузовик Студебеккер (Studebaker US6). С этой американской машины я и начну свой рассказ.
Все знают о легендарных Катюшах. Первоначально их устанавливали на отечественных автомашинах ЗИС-6. Этот трёхосный грузовик повышенной проходимости начали выпускать в 1934 году.
Угловатый и неказистый на вид, он был таким же неудобным в эксплуатации. И к началу войны уже устарел морально.
В октябре 1941 года автозавод эвакуировали из Москвы, и производство ЗИС-6 прекратилось. За семь лет их выпустили всего 21 239 штук. Но и они сыграли свою положительную роль в первый военный год.
Советской Армии были крайне необходимы надёжные грузовики повышенной проходимости. И с июля 1942 года на смену ЗИС-6 в армию стали поступать по ленд-лизу полноприводные американские вездеходы Студебекер-US6.
4-тактный карбюраторный мотор с шестью цилиндрами развивал мощность 95 л.с. При этом максимальная скорость была 72 км/ч, а минимальная с полной загрузкой - 30 км/час. Расход бензина на 100 км - 38 литров; запас хода - 400 км.
Заявленная заводом-изготовителем грузоподъёмность составляла 2,5 тонн. Но грузили на него и до 4,5 тонн в зависимости от дорожных условий.
На машине не было поворотников. Но во фронтовых условиях они были и не нужны. А вот отсутствие печки было существенным недостатком. И хотя кабина была герметичной и передняя стенка нагревалась от двигателя, зимой это не очень помогало и заставляло водителя кутаться в тёплую одежду.
Но всё это с лихвой перекрывалось главной характеристикой машины - её надёжностью.
Студебеккер по праву считался лучшим армейским грузовиком того времени. По личному распоряжению Сталина эти машины в первую очередь поставляли в части гвардейских миномётов. В других частях действующей армии Студебеккеры использовали как артиллерийские тягачи, транспортные и специальные машины.
Мой отец во время войны был подростком и оказался в оккупации. Вместе со многими сверстниками он был угнан немцами на работы в Германию. После освобождения его там же призвали в армию.
На призывном пункте отец сказал, что умеет водить машину и его зачислили в Гаубично-Артиллерийский полк (ГАП). Посадили на этот самый Студебеккер, и он возил в кузове расчёт, а на хвосте - гаубицу.
К тому времени Великая Отечественная война уже завершилась нашей Победой. Но на Ялтинской конференции в феврале 1945 года Сталин обещал Рузвельту, что Советский Союз вступит в войну с Японией не позднее трёх месяцев после капитуляции Германии.
И огромное количество войск, в том числе и отцовский полк, погрузили в эшелоны и повезли на Дальний Восток воевать с японцами. По воспоминанием отца, когда проезжали Польшу и Западную Украину, гаубицы на платформах расчехлили, поскольку случались нападения на воинские эшелоны. Не знаю, как можно стрелять с платформ из пушек, но было именно так.
Думаю, что это было сделано для галочки. Высокое начальство распорядилось во время движения обеспечить повышенную боеготовность. И командир полка отчитался, что во исполнение этого приказа пушки были расчехлены.
Но доехать до Дальнего Востока их полк не успел - война с Японией закончилась. Часть расформировали, а всю технику сдали на сборном пункте.
Отцу вместо Студебеккера дали Зис-5 и отправили на уборку урожая в один из брянских колхозов. В послевоенных сёлах и деревнях почти не осталось мужчин - они полегли на полях сражений. И на помощь селянам послали армию.
А отцовский студебеккер вместе с другими такими же стали готовить для возврата американцам. По условиям ленд-лиза, после войны вся американская техника, годная для дальнейшей эксплуатации, должна была быть оплачена или возвращена. Сталин выбрал второй вариант.
Поэтому всю импортную технику приводили в порядок, регулировали, чистили и красили. И в таком обновлённом виде она добралась до Владивостока, где её передали американцам. Те погрузили её на транспорты типа Либерти. И выйдя из территориальных вод Союза, открыли кингстоны. Весь ленд-лизовский груз вместе с кораблями пошёл на дно.
Вот такой жест сделали США, чтобы унизить своего недавнего союзника.
Эту историю нам рассказывал в школе военрук - отставной кавторанг, фронтовик и участник тех событий. А в Сети есть другая версия. Технику доставляли в Мурманск, где американцы придирчиво принимали её, а потом пускали под пресс. И уже в виде металлолома грузили на свои транспорты.
Какой вариант был в действительности? Думаю, что и тот, и другой. Транспорты Либерти поставили на поток во время войны, чтобы возместить потери от немецких подводных лодок. Для Америки они мало чего стоили. К тому же имели привычку разламываться пополам. И после войны их решено было отправить в утиль. Вот таким образом и отправили.
Но далеко не все студебеккеры были возвращены США. Это объясняется тем, что американцы получали от СССР завышенное число боевых потерь ленд-лизовской техники. Кроме того, много машин собиралось уже на наших заводах из агрегатов и узлов, поставленных из Америки.
Отвёрточная сборка практиковалась не только в войну, но даже после её окончания. Эти автомобили не значились в общем списке ленд-лизовской техники и числились как запчасти. Поэтому и не подлежали возврату.
Так что вплоть до начала шестидесятых годов по нашим дорогам колесили различные модификаций этой машины - бортовые, самосвалы, седельные тягачи, фургоны, наливники и даже автобусы.
Но всему приходит конец. И Студеры исчерпали отпущенный им срок службы. Настало время подумать об отечественном внедорожнике. Армия требовала для своих нужд такой же надёжный полноприводный автомобиль, каким был Студебеккер.
И в 1948 году появился ЗИС-151, как переходная модель к ЗИЛ-157. Но об этих машинах, их достоинствах и недостатках будет рассказ во второй части данной статьи.
Также я расскажу о своих дорожных приключениях на этой машине. А их было предостаточно.
(Продолжение следует...)