Противники социализма и коммунизма часто любят упоминать о Перестройке, как о времени, в котором пресловутое советское образование не помогло людям справится с обманом и мошенничеством.
"Вот оно ваше лучшее в мире образование, заряжали воду у Чумака, слушали Кашпировского и несли деньги в МММ... Вот к чему привело лучшее в мире образование". Действительно, в конце 1980-ых и в начале 1990-ых население СССР как будто сошло с ума, помешалось на сверхъестественном и фантастическом. И это дало свои отвратительные плоды. Но давайте взглянем на эту ситуацию трезво, почему люди стали так себя вести, казалось бы при наличии пропаганды атеизма, науки и рационализма в СССР с детского сада.
Система образования после Октябрьской социалистической революции 1917 года была направлена на то, чтобы воспитать и сформировать всесторонне развитого человека. Такой человек, знающий основы всех наук и мироустройства, должен был научиться управлять государством. Всестороннее развитое население позволит сократить бюрократию и реализовать власть трудовых масс в полной мере, сократив наконец то аппарат специалистов, бюрократов и партийцев, без которых начальные этапы социализма просто невозможны. Люди обучались и техническим и гуманитарным наукам. Со школьной скамьи обучали всем основах мироустройства. Но самое главное - была опора на научную идеологию - на марксизм-ленинизм. И подавался он крайне понятно и просто. Дальше уже после школы можно было пойти на углубленное изучение того предмета, в котором гражданин хотел принести наибольшую пользу.
В СССР с 1917-1956 гг., то есть в "ленинско-сталинской" системе этот подход в образовании в целом соблюдался. Но в 1956 году на XX съезде КПСС партийная группировка во главе с Н.С. Хрущевым изменила важнейшие положения политики партии и правительства. Изменения коснулись и образования. За годы правления Хрущева и его преемника Л.И. Брежнева изменились подходы в образовании, а именно:
1) Упор на техническое образование. Ставка делалась на создание массовых технических специальностей. Со школьной скамьи молодые граждане должны были быть прежде всего технарями. К сожалению, упор на одну из сторон образования в отрыве от другого приводит к печальным последствиям. Люди начинают однобоко понимать этот мир. Неудивительно, что в пост советское время многие технические специалисты стали откровенными сторонниками "теорий заговора". вроде знаменитого профессора Фоменко или Рыбникова.
2) Догматизация марксизма-ленинизма. Отказ от его революционных сторон. Под руководством идеолога партии Суслова марксизм-ленинизм стал чрезмерно академическим, чрезмерно профессиональным и тем самым оторванным от масс. Массы просто перестали понимать и осознавать марксистское учение. А оно важно для рабочего класса, ведь только с помощью него рабочий может осуществить полную победу социализма как внутри, так и во вне.
3) Снижение роли идеологического воспитания. Отказ от революционных принципов, от революционных способов воспитания и агитации привел к тому, что и воспитания молодых кадров стало чистой формальностью. Новая партийная власть навязала массам идеологию "спокойной стабильной жизни". Из-за этого идеологическое воспитание, то есть создание революционного гражданина, бойца за мировую социалистическую революцию, по сути, прекратилось.
Все это было в интересах клики Хрущева-Брежнева. Она представляло интересы высококвалифицированных рабочих, инженеров, ученных, профессоров. Эти "рабочие аристократы" как высший слой рабочего класса конечно же не хотели делиться властью и влиянием с широкими трудовыми массами, с этим "заводским быдлом". В их интересах было сохранение диктатуры пролетариата при форме правления, но лишь временно, чтобы создать почву уже для откровенного восстановления капитализма. Потому что рабочие аристократы, эти специалисты, из-за своих привилегий имеют крайне сильное мещанское сознание.
Однако нужно учесть еще один фактор. Все 1920-1970-ые годы в СССР происходит процесс урбанизации. Индустриализация и коллективизация привели к резкому росту городского населения. Однако эти "новые горожане" - были вчерашними деревенщинами. Жители деревни зачастую жили по старым бытовым законам: религиозность, суеверие, патриархальщина и так далее... Советская власть с трудом, но боролось с этими остатками феодального, мещанского и крестьянского мышления. Но с 1956 года идеологическая работа, по сути, была приостановлена и приобрела чисто формальный характер.
И вот эти вчерашние деревенщины приезжают в город и приносят свое консервативное сознание. А так как идеологическая работа не осуществляется - то это консервативное сознание не только сохраняется, но еще и усиливается. А тут уже никакое хорошо развитое техническое образование не поменяет основы сознания, не поменяет устарелое мышление на новое.
В конце 1980-ых началась политика Перестройки - откровенное восстановление капитализма. Законы об индивидуальной трудовой деятельности, кооперативах и гласности - все это было сделано горбачевской кликой, чтобы помочь части мелкой буржуазии и рабочей аристократии стать полноценными капиталистами. Партия окончательно отказалось от какой-либо социалистической идеологии, даже от "сусловщины". Напротив, партия стала всячески поддерживать антисоциалистические идеологии: либерализм, социал-демократию, национализм, религию, прикрываясь "ленинскими принципами". Мало того в СМИ давалась площадка для пропаганды реакционных идеологий.
И, конечно же, трудовые массы, лишенные пролетарского революционного сознания, с удовольствием подхватили всю эту пропаганду, которая обещала им золотые горы и решение всех проблем. Отсюда и вера в Чумаков, Кашпировских, Ванг и МММ. Рабочие с окрепшим мещанским созданием за годы хрущевско-брежневского застоя с удовольствием начали потреблять весь этот перестроечный бред, который лился с телевидения, радио и газет. И эта пропаганда позволила подавить волю и сознание рабочих, а некоторых даже перетянуть на сторону буржуазии. Что в дальнейшем помогло националистической буржуазии во главе с Ельциным осуществить контрреволюцию 1991-1993 годов.
Вывод: Рабочий ОБЯЗАН бороться за гегемонию культуры. И борьба эта должна быть жесткой и решительной, даже бескомпромиссной. Культура - один из важнейших фронтов классовой борьбы. После завоевания политической и экономической власти, после ликвидации эксплуататорских классов, рабочие ОБЯЗАНЫ установить полнейшую социалистическую гегемонию с культуре, чтобы подавить мещанское сознание в массах и заменить его пролетарским, чтобы контролировать бюрократию, чтобы осуществилась полная победа социализма внутри и во вне, чтобы массы были полностью подготовлены к строительству уже бесклассового общества - коммунизма.