Часто приходится слышать, что принятие православия было "ошибкой" для России, поскольку православные страны живут хуже протестантских и католических. Об этом много говорил журналист Владимир Познер.
«Я сравнивал страны протестантские, католические и православные, их уровень жизни, качество жизни, уровень свободы, уровень демократии, уровень гражданского самосознания, и указывал, что по всем этим параметрам протестантские страны были на первом месте, за ними следовали католические, а православные плелись в хвосте. По этому поводу я выражал сожаление, поскольку считаю православие темной, реакционной, консервативной религией",— заявил Познер.
В чём заключалась "темнота и реакционность православия" Познер не уточнил.
В чём же причина различий в уровне жизни?
Воздействие религии на устройство общества изучал Макс Вебер. В своей книге "Протестантская этика и дух капитализма" он указал на "больший экономический рационализм" протестантов, тогда как католики скорее были "отчуждены от мира и равнодушны к земным благам".
"Пуритане были не менее аскетичны, чем католики, но их астетизм пародоксальным образом сочетался с богатством, что нашло отражение в лютеровской концепции "призвания"", - из "Википедии".
Выводы Вебера часто критикуют, ибо эта схема работает не везде.
Во-первых, капитализм зародился в католических городах Италии - Венеции и Генуе (12 век).
Во-вторых, традиционно католическая Бавария всегда была более развита, чем протестантский север Германии.
В-третьих, богословские отличия между Православием и англиканством не очень велики. В конце 19 века даже велись переговоры по поводу объединения церквей.
Критики считают, что протестантизм оказал положительное влияние на экономическое развитие не столько через «протестантскую этику» (как это было предложено Максом Вебером), сколько через распространение грамотности путём перевода на местные языки Библии.
Успешнее ли католические страны православных?
Католичество - это глобальная религия. Есть огромное количество католических стран, где уровень жизни ниже, чем в славянских странах.
В 10 веке же православная Византия была более развита, чем латинская Западная Европа, что тоже не вяжется с "реакционностью" православия.
«Как ни странно, князь Владимир был прав по критериям Познера, потому что он ориентировался на самую передовую цивилизацию из современного ему мира. В X веке Западная Европа была культурной провинцией Византийской империи. Князь Владимир выбирал из того, что было Евросоюзом в его времена. Другое дело, что не бывает ничего вечного. И усиление исламского мира, и появление Орды привело к тому, что все силы Византии были направлены на борьбу на выживание. Но во многом череда европейских Ренессансов связана именно с миграцией греческой интеллигенции», — рассказал писатель Андрей Кураев.
После 1054 года под напором мусульман Восточная Римская империя пришла в упадок, а в Западной Европе начался Ренессанс, развитие книгопечатания, науки и техники.
С 15 века западные страны начали колонизацию Америки. У православных же стран восточной Европы не было колоний.
Греция, Сербия, Болгария, Румыния сами были колониями Османской империи в течение многих веков.
Московская Русь только к концу 15 века освободилась от ордынского ига. Считается, что её ресурсы были бедны по сравнению с западными.
"Первые рудники были открыты на Урале в конца царствования Петра I (демидовские заводы). До этого приходилось медь импортировать из Европы, не говоря уже обо всё остальном", - говорит А.Кураев.
Те же ресурсы, которые у России имелись, тратились скорее на расширение государства, чем на повышение качества жизни населения.
"Ливонская война Ивана Грозного была настоящей демографической катастрофой. По архивам видно как целые волости вымирали в те годы. Иван Грозный - это катастрофа для самой России. Россия надорвалась и свалилась в Смутное время, когда стало ещё хуже. И этой пропасти потом трудно было вылезать", - говорит Андрей Кураев.
Правление Петра I - это ещё одна демографическая катастрофа, о чем много писали дореволюционные историки (Ключевский, Костомаров и др).
«У нас по мере расширения территории вместе с ростом внешней силы народа всё более стеснялась его внутренняя свобода», «государство пухло, а народ хирел», - писал профессор В.О. Ключевский.
В XX веке окончательно стало ясно, что попытки расширения территорий несовместимы с высоким уровнем жизни.
Показателен пример Швеции, которая была великой державой в 16-18 веках, но после серии поражений от России отказалась от завоеваний и сосредоточилась на внутреннем развитии.
Во всех последующих мировых войнах Швеция соблюдала нейтралитет.
"Проблема в том, что наши правители сплошь и рядом ставили неверные цели. Когда-то, получив по зубам в лице Карла XII, Швеция сделала правильный выбор. Давайте возделывать свою планету, свой огородик. Хватит играться в имперские игры, пробовать покорить Данию или Польшу. Давайте строить свою маленькую жизнь в нашей не такой уж маленькой стране. И это им замечательно удалось", - говорит Кураев.
Медвежью услугу России оказали и коммунисты.
Советская компартия пыталась навязать земному шару псевдорелигию коммунизма, используя Россию как дрова для разжигания мирового пожара. Эксперимент окончился провалом.
Таким образом, отставание Восточной Европы от Западной обусловлено скорее экономическими причинами, чем конфессиональными особенностями.