Церковь Марии Магдалины стоит на Садовой улице между Николаевскими (Чугунными) воротами и спуском к Большому Каменному мосту. Земли эти императрица Екатерина II в 1777 году подарила своему сыну Павлу Петровичу, будущему императору Павлу I. В 1781 году была заложена церковь, которую через три года освятили во имя Марии Магдалины, небесной покровительницы супруги Павла Марии Фёдоровны. Эта церковь – первая каменная постройка в Павловске, который тогда назывался селом Павловским.
Спроектировал храм Джакомо Кваренги. Архитектура церкви не типична для русских православных церквей. Нет традиционных главок, зато есть портик с колоннами и ротонда-колокольня на крыше. Всё вместе больше напоминает западноевропейские или даже античные постройки. С двух сторон к церкви пристроены два флигеля, поначалу одноэтажные. Во флигелях разместили помещения для увечных воинов и ветеранов, в основном матросов с флота, поскольку Павел Петрович числился генерал-адмиралом, главой русского флота. В этом качестве он привлекал адмиралтейских плотников к строительству Павловска. Многие из них потом доживали свой век при церкви Марии Магдалины. В 1809 году оба флигеля надстроили вторым этажом и открыли там госпиталь.
В церкви были размещены знамёна, как русских частей, так и трофейные, взятые у противника в бою.
Церковь была приходской для Павла и его супруги, поэтому здесь установлены надгробные памятники близким Павлу людям. С двух сторон от входа в храм находятся памятники Никите Ивановичу Панину (1718-1783), наставнику Павла, и Александру Борисовичу Куракину (1752-1818), другу детства Павла. Куракин приходился Панину внучатым племянником, и Панин добился для Куракина разрешения присутствовать на уроках, которые он давал Павлу. Так и возникла дружба Павла и Александра Куракина, которая с годами только крепла. Оба, и Панин, и Куракин в разные годы возглавляли российскую внешнюю политику и известны своей дипломатической деятельностью. При этом Панин был сторонником конституции и даже подавал Екатерине проект ограничения самодержавия. Тем не менее, он, как это ни удивительно, сохранял своё высокое положение.
Куракин пережил Павла. Надпись на памятнике «Другу супруга моего» сделана от имени Марии Фёдоровны.
После смерти А.Б.Куракина его младший брат Алексей построил рядом с церковью дом для воинов-инвалидов, где они жили за счёт Куракиных. Сейчас в этом здании находится Павловский Дом детского творчества.
Рядом с памятниками Панину и Куракину похоронен значительно менее известный человек - Николай Александрович Загряжский (1746-1821), придворный, пользовавшийся доверием Павла и Марии Фёдоровны. Часть его надгробия, мраморный барельеф работы скульптора Ивана Петровича Мартоса, перенесена в Павловский дворец.
Интересно, что Загряжский наверняка похоронен в церкви, на это прямо указывает надпись на надгробии. В отношении Куракина имеются сомнения, но, видимо, он тоже похоронен здесь. А вот памятник Панину – кенотаф, то есть надгробный памятник, под которым нет могилы. Панин похоронен в Александро-Невской Лавре.
Когда в Павловске появилась железная дорога и музыкальный вокзал, сюда стали часто приезжать многие известные жители столицы, и в их числе Фёдор Михайлович Достоевский. Действие романа «Идиот» происходит в значительной степени в Павловске. По мнению многих исследователей творчества писателя, князь Мышкин и Настасья Филипповна должны были венчаться в церкви Марии Магдалины. В ней же отпевали генерала Иволгина (а в реальности старшего брата писателя Михаила Михайловича Достоевского).
После революции церковь закрыли, в здании размещались разные производства и от храма мало что осталось. В 1995 году здание вернули церкви, и началась реставрация. Храм был заново освящён в 1999 году.
Более подробно об истории церкви можно прочитать в блоге, который ведёт в Живом Журнале замечательный павловский историк и краевед Сергей Викторович Выжевский.
Публикации моего канала перечислены здесь.