Санкт-Петербургский театр "Мастерская" немного скрыт cреди советских построек с вывесками "торговых домов", парикмахерских эконом-класса и аптек, среди деревьев и кустов сирени, которые в теплое время года придают улице праздничный вид, и совсем недалеко от грандиозной Невы. Географически он далек от центра динамичной театральной жизни Петербурга, но достойно занимает обретенную нишу — не подражает пафосу парадных театров в историческом центре и не бросается в эпатажный примитивизм.
Его путь начался в 2010 году, с постановки Григория Козлова "Старший сын" по пьесе Александра Вампилова. После этого Козлов, профессор Санкт-Петербургской академии театрального искусства, сформировал репертуар театра совместно с командой молодых режиссеров и артистов. Теперь на подмостках "Мастерской" можно увидеть и драматические спектакли по классике, и пьесы для детей, и все время, что действует театр, его творчество обновляется, даже несмотря на кризисы. Он не раз становился лауреатом российских и международных фестивалей.
Фасад и внутренняя обстановка театра лаконичны и просты, но не похожи на богемный арт-подвал. Это скорее можно назвать изящным минимализмом. На мой взгляд, ему недостает нотки уюта, свойственной многим театрам, но это подходит к репертуару "Мастерской", отличающемуся многослойными и зачастую трагическими сюжетами.
Один из любимых авторов театра, по всей видимости, Федор Достоевский. Мне довелось увидеть спектакль "Кроткая" в постановке Андрея Гаврюшкина, вошедший в репертуар на самом старте "Мастерской". Затем были "Братья Карамазовы", "Идиот. Возвращение", "Иван и Черт", "Преступление и наказание. Девять дней Родиона Романовича Раскольникова". Но и в таком коротком произведении, как "Кроткая", отражено болезненное благородство атмосферы "Петербурга Достоевского". Эта история дпавно и заслуженно пользуется популярностью в театре и кинематографе, однако команда "Мастерской" не побоялась конкуренции с предшественниками, в том числе со Львом Додиным в БДТ и МХАТе. Пьеса была отмечена на фестивале "АртОкраина" в Петербурге и на международном фестивале камерных спектаклей по произведениям Достоевского в Старой Руссе (приз "За актерскую работу").
Композиция постановки отличается строгой и бледной палитрой, напоминающей о белой ночи и пасмурном дне, не обходится и без упоминаний о Сенной — месте, овеянном страшными легендами и не менее мрачными бытовыми подробностями. Легкие цвета костюмов соответствующей эпохи органично вписываются в атмосферу, их оттеняют красочные пятна - рыбка в подвешенном круглом аквариуме и нитка коралла на шее героини. Авторы не стали портить пьесу "переносом в наши дни" и "перевода на наш язык" и грамотно воссоздали антураж эпохи.
В настоящее время на сцене "Мастерской" идет спектакль "Бесы" - это "русское дель-арте" на основе романа Достоевского, сатирическая постановка, премьера которой состоялась в 2021 году. В ее активе четыре номинации на Высшую театральную премию Петербурга "Золотой софит", лонг-лист Национальной театральной премии и фестиваля "Золотая маска".