Найти тему
Из жизни инженера

"А я так вижу" в моделях железных дорог

Давайте сегодня поговорим о принципе «Я так вижу» в моделях железных дорог, которые выпускаются разными фирмами в разных странах. Тем более здесь накладываются и технологические возможности производства в каждой компании.

Представляю три модели одного вагона (мы сейчас не касаемся оформления), которые были выполнены компанией LIMA 725 (Италия),
PIKO 5/4412 (ГДР) и Fleischmann 8204 (ФРГ)

Оригинал чешского вагона
Оригинал чешского вагона

Но сначала об реальном вагоне, который послужил образцом для всех трех моделей.
После второй мировой войны Западная Германия вынуждена была отдать в качестве контрибуции огромное количество паровозов и вагонов. Множество вагонов было уничтожено. Для возрождения грузовых перевозок необходимы были грузовые вагоны, которых катастрофически не хватало. По заказу немцев, чешский завод Татра (тот, который выпускал и трамваи) изготовил 1150 открытых вагонов «чешского типа». Deutsche Bundesbahn получил эти вагоны в 1948/49 году и сначала они вошли в класс Ommu Duisburg. В 1951 году этот класс был переименован в Omm 39.

"O" - открытый товарный вагон грузоподъемностью от 15 тонн, 2 оси, может разгружаться с помощью вагоноопрокидывателя, высота бортов не менее 80 см (с 1956 года: не менее 1 м);
"mm" - уточняет грузоподъемность, более 20 тонн (с 1960 года: более 21 тонны).
Цифры от 30 до 49 означали вагоны при производстве которых применялась сварная технология, при этом конкретно номер 39 означал сварной иностранный дизайн (в данном случае 39 - чехословацкая разработка).

Оригинал чешского вагона, выпущенного для Германии
Оригинал чешского вагона, выпущенного для Германии

Длина вагона по буферам составляла 10 метров (с тормозной площадкой 10,7 метров), весил пустой вагон 9,45 - 9,5 тонн, грузоподъемность была 25,5 - 26,5 тонн. Вагоны поставлялись в виде сварной конструкции в двух вариантах, без пневматических тормозов, частично с ручным тормозом. Кузов вагона делали из листовой стали.
Торцевые борта с обеих сторон могли подниматься целиком.
В боковых бортах находились разгрузочные люки весьма оригинальной конструкции. Эта нетипичная чешская конструкция привела к большим сложностям во время эксплуатации этих вагонов в Германии.
Кроме того, через десять лет эксплуатации обнаружились дефекты в сварных швах. В результате накопилось много жалоб и случаев отказа от использования вагонов. Это побудило DB начать программу их реконструкции в 1958 - 1959 годах. Они оборудовали ещё существовавшие тогда 1145 вагонов новым кузовом в соответствии со стандартами UIC.
Результат был назван Omm 49 (позже - E036) и эксплуатировались такие вагоны до 1987 года.

А теперь давайте посмотрим, как этот вагон выглядит в моделях трех компаний.

Компания LIMA, номер модели 725

-3

Наверное, самая старая модель из представленных. В планах Компании она стояла в выпуске 1972 года, а реально стала выпускаться в 1975. Длина вагона четкие 65мм, что немного больше образца
Обратите внимание на «тяжеловесность» модели, отсутствуют многие детали. Детали рамы «перенесены» на корпус. Четкие надписи, но в этом есть подвох.

Компания PIKO 5/4412

-4

Модель выпускалась чуть позже чем модель LIMA, с 1978 по 1989 год в нескольких исполнениях.
У меня – самая простенькая – она не окрашена внутри в серый цвет и рама под центральными люками показана вся «заодно». Перекладины лишь обозначены. В более поздних версиях есть внутренняя окраска и рама выглядит рамой.
Пластик имеет тот отвратительный пластиковый отблеск, которые указывает на дешевизну модели, а не на металлический корпус.
С другой стороны, PIKO попыталась показать все ручки на люках и попыталась отделить горизонтальный поручень, идущий вдоль боковой стороны от контура люков.
Надписи скорее угадываются, чем читаются.

Компания Fleischmann 8204
Модель этой компании выпускалась позже и, казалось, должна иметь лучшую деталировку

-5

Да, рама под центральными люками выполнена гораздо лучше, чем у предыдущих моделей. Но на самих люках – ручек по минимуму. Если не знать, что на вагоне должны быть два горизонтальных поручня, то вы их и не найдете. Приглядитесь, они чуть-чуть обозначены, но как-то очень стыдливо.
Надписи читаются четко. Хотя, мне кажется, с них есть ошибка: написано Ommu 29, а не 39, что совсем не соответствует исторической правде.

Давайте посмотрим на вагоны с торцов:

-6

Вот где «вылезает правда жизни». Для того, чтобы обеспечитm четкие надписи, LIMA их сделала выпуклыми, когда выпрессовывала корпус. Осталось только промокнуть губкой или взмахнуть кисточкой и, «ву а ля» (или как там по-итальянски), четкие надписи на модели обеспечены. В вагоне полностью открывались боковые стенки – LIMA и здесь не показала ни ручек, ни стопорных узлов. Буфер должен быть один плоский, а другой полукруглый (PIKO это делала уже на первых моделях), а здесь этого нет. Обратите внимание на подножки – они громадные.

-7

У PIKO на боковых стенках показаны и заклепки и ручки. Причем решение о ручках наверху имеет очень странное исполнение. Как я понимаю, хотелось показать ручки наверху торцов. Сделать их нормальными ручками, как это делают сейчас в N-ке, было технологически невозможно. PIKO часто делала ручки несквозными, как у четырехосных полувагонов. Но тогда бы ручки торчали ушами над бортами. (Даже если их сделать сквозными, они бы выглядели бы очень странно). Поэтому PIKO не нашел ничего лучшего, чем сделать торцевые стенки выше и обозначить ручки на этих «пимпочках». Выглядит это, мне кажется, не лучшим решением.

-8

Fleischmann решил эту проблему по другому: он не обозначил никаких ручек, но снизу показал петли, а сверху сделал уголок на боковых стенках и обозначил крюк. По-моему, это хорошее решение.
Посмотрите, как аккуратно сделаны буфера. Модель выглядит с этой точки взгляда очень гармоничной.

А вот модели снизу, брюшком снизу:

-9

Посмотрите, что нагородила LIMA!!! Это же надо так придумать установку сцепок.
Отсюда понятно почему подножки такие большие – они являются частью корпуса сцепки, а также являются ребрами жесткости.
Еще, посмотрите, где стоят тормозные колодки у этой модели – они сделаны в одной плоскости с буксой и пружинами, а не рядом с колесом, как должно быть.

Дело в том, человек слишком чувствует глубину. Поэтому, когда вы смотрите на модель сбоку, определить на какой глубине находятся тормозные колодки практически невозможно. Это и проще технологически – многие фирмы и не «парятся» по этому поводу.
Обратите внимание на корпус и раму – они имеют очень большую толщину и вы прямо видите литьевые уклоны, без которых нельзя вынуть деталь из литьевой формы. Можно сделать эти уклоны меньше, но зачем?
С другой стороны, обратите внимание на колесные пары. Они выточены на токарном станке. Очень изящная ось. Реборды, правда, не поместились в габариты и для них пришлось делать выемки в раме модели.

-10

У PIKO сразу заметно, что корпус и рама сделаны более изящно. Не видны литейные уклоны на модели. Правда, реалистичность расположения балок рамы у меня вызывает большие вопросы.
Тормозные колодки находятся уже вокруг колес.
Здесь "караулом" являются колесные пары. Для удешевления они делались не точением, а штамповкой. Реборды неправдоподобно толстые, но вмещаются в габариты. А страшные толстые оси! Монструозные колпары создают впечатление неуклюжести.

-11

Fleischmann – снизу выглядит очень симпатично. Узлы сцепки маленькие и так как они подвижные, то вагон хорошо проходит кривые. Есть возможность разобрать вагон и собрать его снова.
Обратите внимание – здесь на корпусе литьевые уклоны раза в два меньше, чем у LIMA.
Что у PIKO, что у Fleischmann подножки сделаны как на образце и гораздо изящнее, чем у LIMA.

И, наконец, вид сверху.
Когда я снял «уголь» у вагона LIMA, то мне стало понятно для чего он. Помните, в мультике про Постоквашино: «Эта картина очень нужна – она дырку в стене закрывает». Так и здесь, уголь закрывал шуруп, который проходил через всю раму и корпус и выпирал. Плюс, четыре следа от литников в углах.

-12
-13

PIKO нечего скрывать, но в середине можно заметить «впуклость» от литников с противоположной стороны. Здесь дизайнеры применили прием постепенного уменьшения стенок по направлению к краю. Они выглядят тоньше, чем у других двух компаний. Но если вы приглядитесь, то увидите, что торцы стенок имеют две грани.

-14

У Fleischmann вид сверху почти идеален. И даже толщина стенок корпуса кажется не слишком большой.

Мы с вами рассмотрели три модели сделанные разными компаниям. Какая из них лучше?
А кто ее знает! Для каждого она будет своя.
Модель компании LIMA близка к стилю примитивизма, мне кажется. При ее изготовлении использовали достижения технологии своего времени.
Модель PIKO сделана на более высоком уровне, хотя колпары тянут модель назад.
Fleischmann вроде учел большинство ошибок, но это далеко не совершенство, на мой взгляд.

Резюме: нет ничего совершенного в мире )))

ххх

Уважаемые читатели! Те, кто интересуются моделями железных дорог.

"Покатушки" любителей типоразмера N (масштаб 1:160) будут проходить 23 апреля в Библиотеке №4 имени Е.А. Фурцевой
 119270 , г. Москва, Фрунзенская наб., д. 50, вход со двора

с 10.00 до 20.00. Так как это не официальное мероприятие, а "покатушки", то вход будет свободным. Вы сможете посмотреть модели в этом типоразмере, кто-то принесет модули (в том числе и я). По своему опыту знаю, что большинство моделистов будут где-то с 14.00 до вечера.

С уважением,

хххх

Как объясняет Дзен, алгоритм сейчас настроен так, что без Ваших лайков и комментариев статья не будет показываться в ленте.

Для помощи каналу: карта YooMoney 4048 4150 2131 6829

Спасибо тем, кто помогает и вдохновляет.

Если подпишетесь, то Вы всегда будете в курсе новых публикаций.

Если поделитесь в ВК или еще где-либо, то совсем будет хорошо.

Читать дальше >>>>

<<<< Предыдущая публикация