15 апреля в Судане вспыхнули ожесточенные бои между армией и силами быстрого реагирования (RSF). Причем здесь Россия? Докладываю соображения.
В суданской политике (если это слово тут подходит) черт ногу сломит. Чтобы не забивать ваши головы всеми межклановыми и религиозными разборками, скажу кратко: в 2019 и 2021 года в Судане были совершены государственные перевороты. К обоим приложили руку командующий армией Абдель Фаттах аль-Бурхан и командир RSF Мохаммед Хамдан Дагало, более известный, как Хаметти. Оба взращены бывшим президентом Судана Омар аль-Баширом, которого и свергли.
На сегодняшний день генерал аль-Бурхан (потомственный военнослужащий) является главой Суверенного совета Судана - правящего переходного органа, работающего до избрания в стране законного гражданского правительства.
Хаметти - в прошлом продавец верблюдов из бедуинского племени ризейгат, а ныне один из богатейших людей Судана и командующий силами быстрого реагирования - второе лицо в Суверенном совете.
Армия и RSF в Судане - абсолютно независимые силовые структуры. Я не буду тут упоминать все военные преступления, которые приписываются обоим военачальникам. Это тема для отдельного исследования. Скажу лишь, что несмотря на второе место в Суверенном совете, многие аналитики считают Хаммети самым могущественным человеком в Судане. Подконтрольная ему фирма "al-Junaid" контролирует почти всю добычу полезных ископаемых (включая золото), транспортные перевозки, металлургию и энергетику государства.
Злые языки на Западе утверждают, что Хаметти теснейшим образом связан с ЧВК "Вагнера". Якобы, именно по инициативе командования ЧВК в прошлом году Хаметти посетил Москву и выразил полную поддержку России. А еще, как будто, у него и музыкантов общие интересы в золотодобыче. Кроме того, русские инструкторы готовят бойцов RSF и через эту структуру влияют на пророссийскую политику Судана.
Но мы то знаем, что ориентация Судана на Россию происходит исключительно потому, что наша страна развивает равноправные и исключительно деловые отношения со странами Африки, в отличие от Запада, так и не оправившегося от своих колониальных амбиций. Кому-то в моих словах могла послышаться ирония, но я серьезен.
Есть мнение, что вопрос о создании российской базы материально-технического обслуживания ВМФ в Порт-Судане почти решен. И вот на этом фоне в стране вспыхивает нехилая заварушка.
Считается, что причиной боестолкновений стали разногласия Абделя Фаттаха аль-Бурхана и Хаметти по вопросам интеграции RSF в армию и дележка власти.
Силы RSF мобилизовались и начали стягиваться к важнейшим объектам страны, в том числе в столице - Хартуме, аэропорту в городе Мерове на севере страны и к ряду других ключевых позиций. Бурхан заявил о незаконности подобных действий и привел армию в состояние боевой готовности.
Сегодня командование RSF заявило об атаке армейских подразделений на их пункт дислокации Соба в Хартуме. После этого ожесточенные боевые действия с применением артиллерии (а французские СМИ пишут даже об авиации) развернулись как в столице, так и в некоторых регионах Судана. Сейчас каждая из сторон сообщает о достигнутых ею успехах, но судить о том, кто побеждает пока рано.
Российский МИД уже призвал стороны к прекращению огня.
Во всей этой ситуации, меня интересует вопрос: стоит ли искать уши Запада в военном конфликте? С одной стороны, американский посол в Судане прямо сейчас прячется в подвале и призывает оттуда немедленно прекратить огонь. С другой стороны, уж очень вовремя для США и их союзников вспыхнули бои в Судане с целью пошатнуть влияние России в этом регионе Африки. Впрочем, нельзя действительно исключать внутриклановые разборки.
Говорил же в начале статьи, там у них черт ногу сломит, не будь он помянут перед Пасхой.
Доклад закончил. Победим-то всё равно мы.
Подписываемся и ставим лайк, если эта статья без окончательного вывода кого-то заинтересовала.
Илья Гусаров