Откуда мы берем основополагающие определения марксистко-ленинской философии? Из «заметок на полях» в работе «Материализм и эмпириокритицизм». В 1908 году Ленина достало засилье «ревизионистов», искажающих, по его мнению, учение Маркса, и он решил в ответ изложить, как это учение должно выглядеть «на самом деле».
На этом всё.
Ни Маркс, ни Энгельс, ни Ленин не излагали своих взглядов в виде «учебника» или какой-то книги с последовательным описанием своего мировоззрения. Их работы были посвящены полемике с оппонентами и иногда, вскользь, на полях, раскрывали то или иное положение их философско-политической системы, которое студенты последующих поколений «выуживали» по крупицам то из одного места, то из другого. Сталин же подошел к вопросу более основательно. И такой учебник написал.
Теория построения социализма
В задачу Ленина входил слом «буржуазного государства». Поэтому его теоретическая деятельность была посвящена исследованию и описанию капитализма и империализма как его высшей стадии. Детальной проработки процесса следующего этапа развития – социализма – у Ленина не было. Были некие утопические фантазии, развитые в книге «Государство и революция», но они никак не могли служить руководством к действию, потому что написаны были в духе Манилова («как бы хорошо было жить с другом на берегу какой-нибудь реки, потом чрез эту реку начал строиться у него мост, потом огромнейший дом с таким высоким бельведером, что можно оттуда видеть даже Москву и там пить вечером чай на открытом воздухе и рассуждать о каких-нибудь приятных предметах») и на практике были совершенно неосуществимы.
В задачу Сталина входило создание стройной теории построения социализма. И он её создал. Эта теория была изложена в 1952 году в книге «Экономические проблемы социализма в СССР». Убедительно и доказательно Сталин провел черту между капиталистическим и социалистическим способом производства, показал невозможность эффективного развития экономики на основе закона стоимости и товарно-денежных отношений как неизбежно ведущих к расслоению общества и антагонизации его членов, обосновал главный теоретический постулат социалистической экономики – замена товарооборота продуктообменом между городом и деревней.
Сталин впервые высказал мысль о том, что положения экономического учения Маркса не могут быть применимы ко всем подряд экономическим эпохам и должны соответствующим образом корректироваться. Учение Сталина о построении социализма стало настоящей революцией в общественной и экономической мысли. К сожалению, ему не суждено было претвориться в жизнь.
А вдруг?
Никита Хрущев объявил Сталина неучем и клоуном. Сталинские работы были отправлены в запасники, сталинские теории и учения перестали изучаться и рассматриваться. Последующие поколения советских людей выросли с твердым убеждением, что Сталин полный профан в философии и экономике, и перестали воспринимать его серьезно. А ведь современники вовсе не считали Сталина профаном в науках. Более того, к его мыслям, выводам, мнениям искренне прислушивались. И сейчас, читая книгу «Экономические проблемы социализма в СССР», невольно задаешься вопросом: а вдруг? А вдруг бы всё это сработало…