В ходе индустриализации и реконструкции народного хозяйства советское правительство было крайне заинтересовано в экономических связях с США. Оно закупало в этой стране большое количество различного оборудования для промышленности, транспорта, энергетики, сельского хозяйства и прочих отраслей, использовало высокий уровень американской техники и технологии производства. Инженеры из США участвовали в проектировании и строительстве новых российских заводов и фабрик. Самые лучшие из них были удостоены советских правительственных наград.
И.В. Сталин - Э. Джонстону
26 июня 1944 г. И.В. Сталин беседовал с представителем Торговой палаты США Э. Джонстоном и, касаясь экономического сотрудничества двух стран, сказал:
«Мы многим обязаны Генри Форду. Он помогал нам строить автомобильные заводы».
Далее, продолжая начатую мысль, Сталин заявил, что советские люди «многому научились у американцев. Американский опыт был использован при создании советской промышленности» (См.: Советско-американские отношения в годы Великой Отечественной войны. 1941-1945 гг. М., 1967. Т. 2. С. 139-140).
Вряд ли Сталин начал бы излагать подобные комплименты, не имея к тому серьезных оснований. Скорее всего, эти слова были сказаны представителю американских деловых кругов не из дипломатических соображений.
Всего два года и «наши в дамках»
К этой же мысли Сталин вернулся спустя три с половиной года, когда рассматривался годовой план народного хозяйства на 1948 г. В ходе обсуждения раздела о развитии машиностроения он заявил:
«Надо понять, до войны мы много ценного оборудования ввозили из-за границы. Много заводов было построено на американском и другом оборудовании, например, как тракторные, автомобильные, авиационные заводы УЗТМ НКЗМ (Уральский завод тракторного машиностроения – ред.), и другие, а теперь нам американцы не дают оборудования. Мы должны сами организовать производство такого оборудования. Мы должны сами организовывать производство такого оборудования. Это дело трудное, но через два года мы научимся его делать и будем полностью независимы от заграницы. Через два года мы скажем спасибо американцам, что они не давали оборудование и научили нас делать новое оборудование» (Цит. по: Дневник наркома В.И. Малышева // Источник. 1977. № 5. С. 134).
P.S.
Какие выводы из этого следуют? Да особенно никаких. Во-первых, пора уже перестать стесняться того очевидного факта, что без международного сотрудничества ни одна страна в мире не способна поднять свою промышленность на более высокий уровень. Сталин прекрасно понимал это в начале 1930-х гг. Он и 1948 г. это понимал, но началась «холодная война», опускался «железный занавес» и помощи от Генри Форда ждать не приходилось.
Отсюда его бодрое заявление, трактовать которое можно было в том смысле, что уже через два года автоГАЗ обгонит «Форда» и «Дженерал Моторс» вместе взятые. Идея, в принципе, верная, и импортозамещение – дело нужное. Но вот сроки – с ними тов. Сталин, похоже, погорячился. Косвенным указанием на это стала покупка в Италии огромного завода по производству «легковушек» через 18 лет после памятных слов Иосифа Виссарионовича.
А что вы думаете по этому поводу? Высказывайтесь в комментариях, ставьте лайки и будьте здоровы
О неточностях и опечатках сообщайте автору