Каждое лето, вплоть до моих 23 лет, в семье происходило «событие года»! Гвоздь всей летней программы – Сенокос!)) Сенокос – 88, Сенокос – 90, Сенокос – 95 – все они отличались друг от друга и все были похожи, как повторяющийся сон. В 80-х на сенокосе труд был полностью ручной: косить, ворошить, сгребать, копнить, носить, метать. Затем, косить стали «трактором» (косилкой по договоренности), но все прочие этапы – только вручную. С конца июня, с приходом теплых солнечных дней, начинался «покосный мандраж». Надо косить! Косить пока «погода стоит»! Косили. На следующий день шел дождь.) «Мандраж» усиливался: «Сгниё-о-от! Все сено сгниеет!» Еще через пару дней погода улучшалась. Начиналась жара. «Покосная лихорадка» достигала апогея: «Грести! Срочно грести, пока не «задожжило»! Мать «била в набат» и собирала всех взрослых и ходячих членов семьи с 10 до 50 лет, всех, кто мог быть чем-то полезен. По обоюдному согласию кого-то (слабых и больных))) оставляли «на хозяйстве». Встретить скотину с поля, подоить коров, натопить баню к вечеру, наготовить ужин на всех. Ну и по мелочи: грядки полить, крапивы курицам нарубить. Оставляли детей постарше или больных взрослых. Прочие «гребцы» становились «под ружье», а точнее брали грабли, вилы и носилки и шествовали к месту работ. Идти приходилось несколько километров, все покосы были дальними. Семья купила мотоцикл «ИЖ» с коляской.
Отец, обычно, выезжал первым. Привязывал часть инструмента между коляской и сиденьем, брал пассажиров в люльку и «топал педаль». Остальные выдвигались «пешим ходом». По пути отец возвращался и забирал еще кого-нибудь, как правило, младших. И так несколько раз.)
Ехать было весело) Дорога пыльная, проселочная, трясет по кочкам, грабли о грабли стучат, каска на глаза сваливается – умели раньше веселиться!)) «Вы, нынешние, – ну-тка!))""
А дальше самый главный сенокосный ритуал – намазаться от мошкары!) Мазали на кожу, брызгали на одежду, распыляли на обувь – насекомые стараний не ценили, носились роем над каждым «гребцом». Спасали две вещи – ветер и белые одежды с платками.
Пока последние отставшие прибывали к месту, мать уже разводила работников «на позиции».
- Грести пойдем отсюда – туда, встаем по трое! Надька первая, потом Зинка, я – навстречу! Давайте, давайте! Время-то – обед! Метать ещё! - Все дружно принимались работать граблями).
Первый этап – сгрести сено в валок, «валковать». Начинали с краю прокоса сгребать сено в сторону. Идешь и ровным рядком гребешь. Репейник, колючки и ветки – выбрасываешь за пределы. Работа монотонная, но быстрая. Следом идет «номер два», он сильнее, ему нужно сгрести в сторону сено со своего «ряда» и то, что сгреб первый. Валок увеличивается. И третий загребает сено на встречу, еще один ряд, он же и формирует валок целиком, чтобы был относительно равномерный по объему и продувался ветром.
Валков получалось много. Длинные, пушистые – любо-дорого!) К полудню солнце начинает печь, а овод и мошка – сильнее реагировать на пот.
Начинался этап второй. «Ворошить». Сено сохнет на граблях – есть такая поговорка. Прежде чем складывать в копны, нужно было убедиться, что оно сухое.
Тут гребцы делились. Двое мужчин шли готовить место под стог или скирду. А прочие ворошили сено в валках: черенком граблей перемещали валок как волной. Сено «сырее» клали наверх. Когда все валки «прошли» - давали отдых. Тут «гребцы» блаженно вытягивали ноги.))
Обедали просто: огурцы, вареные яйца, молоко «снятое», холодное, из родника. (Наливали в бутыль, ставили в ручей с родником на дне.) Кто хотел, ел окрошкой.
Работа тяжелая, погода жаркая – ели мало, силы берегли). Отдыхали почти час, пока «сено досыхает». Дети успевали по ягоды сбегать: перелесок направо, перелесок налево.
Вставали тяжело, но мать всех бодрила). Сенокосная лихорадка не отпускала ни на миг).
Третий этап – «копнить». Сено из валка вилами складывать в копны. Надо вам сказать, что это целая наука, правильная копна сена. Это вам базис, рабочая, так сказать, единица. Хорошую копну дождем не промочит и ветром не развалит. Для нее сноровка нужна и инструмент правильный.
Инструменты для сенокоса – это отдельная глава) Все - деревянные. Каждый инструмент отец сам делал. И грабли: каждый «зуб» вытачивал, выстругивал и подгонял на своем, «самодельном» же станке. И вилы «трехрогие». Тут надо отец «правильное» деревце искал, ошкуривал и шлифовал. Черенок должен быть гладким до зеркального блеска, а сам инструмент – легким. Такой в работе «играет» и рук не мозолит. Новый инструмент был светлым, почти белым, «старый» отличался. Отшлифованный ладонями, пропитанный потом, черенок темнел, словно тоже загорал на солнце.) «Наработанный» инструмент ценился выше, за него, бывало, и спорили)) Но недолго и больше «для авторитета»: мол, у кого «стажу» больше, тому и инструмент лучше.))
Вставали в пары: мужчина «делал» копны, женщина подгребала следом за ним сено. Вместо женщин часто становились дети. Мне (единственной из женщин) «копнить» доверили только к 19 годам. «Рук» поубавилось, а я была сильной. Отец учил сам, как правильно. Цепляешь сено вилами, переворачиваешь, «причесываешь», берешь еще сена, кладешь сверху, опять причесываешь – пласт готов. Три пласта внахлест краями – один ряд (как кольцо в пирамидке). Следующие три пласта внахлест – новый ряд. Копна «прирастает», высится. Тут важно размер понимать, чтобы два человека смогли ее перемещать на носилках и довольно далеко. Сено конечно сухое и легкое, но и оно вес имеет. А еще важно плотной копну делать, чтобы ветром не раздувало. Потому сено только(!) сухое должно быть. И только правильно сложенное. Никто не мог сказать наверняка, как перемениться погода. Бывало, что сено не успевали сметать в стог, оно стояло в копнах не одну неделю, и в таком виде не портилось. (не промокало, не гнило)
Четвертый этап – «носить». Еще не успевали доделать последние копны, как начинали их снашивать к месту предполагаемого стога. Место отец высматривал тщательно: на пригорке, чтобы сухо было, удобно, ближе к предполагаемому пути вывоза. Под стог клалась основа из вырубленных в леске крепких жердей, чтобы снизу не мокло и не гнило. А также на этой основе по зимнему снегу целиком вывозили стог к избе. Словом, тоже целое искусство)). В центре отец устанавливал высокий и крепкий «стожар». Плотно втыкал в землю. Вокруг него и ставили первые поднесенные копны. Отец вдумчиво готовил основание стога. А возле, по окружности, снашивали и ставили сено.
Переносили копны на носилках. Две длинных жерди «подтыкали» снизу, брались с двух сторон, «на раз-два» поднимали и несли. Рулил тот, кто впереди, задний видел только кочки под ногами) Часто в пути слышались крики, значит на руку «носильщику» сел паут и кусает. Тут либо терпеть, либо ставить носилки и шлепать по руке (паут улетал))). Копны были тяжелыми, но носили их все – и мужчины, и женщины. Для стога их нужно было не меньше сорока. Часть находилась близко к стогу, часть таскали издалека. Женщины носили, мужчины «метали», стог «подрастал».
Пятый этап – «стажировать». Скирдовали редко, обычно метали стог. Когда отец уже не мог доставать вилами до стожара, на стог ставили помощника. С 12 лет отец отправлял на верх меня. Тут требовалось терпение и внимание. Нужно было ходить по кругу, приминать сено и показывать, куда надо класть побольше, чтобы не было «ям».
Чем выше становился стог, тем было страшнее. Ближе к «вершине» стог начинал «сужаться», при этом отец не мог забросить сено далеко, надо было «принять на грабли» и подтащить выше, к стожару. Тут было страшновато. Отец смотрел снизу, я – сверху, все «приглаживалось», притаптывалось мною). Наконец, дело завершалось.
К десяти часам вечера стог стоял, меня пускали вниз, все собирали инструмент и отправлялись домой тем же путем.
Инструмент уезжал на мотоцикле). Семья шла пешком: потные, запыленные, испечённые солнцем, усталые и довольные собой люди. По пути, возвращавшийся мотоцикл забирал «партию» работников.
Уставшие, мылись в бане, садились за стол. Мать наливала «по рюмочке с устатку» (сама не пила никогда), и еще час все сидели за столом). Ели, разговаривали, иногда пели. «При лужке при лужке..» «По Дону гуляет..» Душа отдыхала и радовалась – поработали хорошо, день удался.
Таких дней бывало не мало. До двух недель. Не всегда получалось сметать сразу. А иногда не получалось все «скопнить» - начинался дождик. Тут возиться приходилось дольше, а качество сена ухудшалось. Но все удачные дни были такими.))
Мне ни разу в жизни не пригодилось умение косить или «копнить», или жать.)) Также как умение доить или принять отел.)) Но у меня остались счастливые воспоминания о такой вот «крестьянской жизни».)
А каковы ваши воспоминания? Что никогда не пригодилось вам?)))
Спасибо что читаете!🧡💚💛
И пишете!🌺🌼💐