Найти тему
Сценарист.ру

Конфликт в кино

Автор Вячеслав Киреев

Конфликт в кино тема обширная, поэтому расскажу об основных принципах.

Драматургический конфликт предполагает наличие трёх составляющих: Главного героя, Цель главного героя, Препятствие на пути главного героя. Нет одной из этих составляющих — нет драматургического конфликта, значит вы написали не сценарий, а что-то другое, например повесть, рассказ, газетную статью.

В фильмах продолжительностью от 15 минут (условно) добавляется ещё и драматическая ситуация, которая характеризуется наличием альтернативного фактора. Это ситуация, в которой главный герой не может не двигаться к своей цели, в противном случае произойдёт нечто страшное (альтернативный фактор) для него самого или для его близких.

Конфликт в кино — это противоречие между целью героя и его возможностями. Если сказать ещё проще, то конфликт — это невозможность достичь цели мгновенно.

Конфликт может быть статичным и динамичным. Приведём примеры.

Наш герой — врач в городской больнице города Ухань. В больнице у больного выявлен неизвестный вирус, который угрожает массовым заражением с неизвестными последствиями. Это конфликт между героем и антагонистом — природой, или внешними силами (вирусом). Далее конфликт нарастает — вирус оказался смертельным; заражение распространилось на город, на провинцию, на страну. Больница переполнена, все работают на износ. Вирус распространяется на весь мир. Наш герой заражается этим вирусом. Всё. Мы дошли до высшей точки конфликта, который непрерывно нарастал. Это динамичный конфликт.

Наш герой полицейский. В городе обнаружен труп женщины, герой ищет преступника. Появляется первая версия, вторая, третья. Герой их отрабатывает и в конечном итоге вычисляет преступника, задерживает его. В этом случае конфликту некуда расти, если только преступник не является маньяком, количество жертв которых растёт в арифметической прогрессии. Это статичный конфликт.

Митта говорит о необходимости увеличения серьёзности препятствий на пути героя к цели. Чем дальше в лес, тем больше препятствия. Это хороший инструмент, подходящий для отдельных случаев, но не решение главного вопроса. В первом случае врач борется с вирусом. Есть врач, есть вирус. Цель — найти способ лечения.

Здесь мы имеем набор статичных, одинаковых по природе препятствий. Как в любом детективе здесь имеет место перебирание возможностей / версий. Увеличивается лишь масштаб бедствия, масштаб конфликта. В потоковых детективах есть полицейский и есть преступление. Здесь также некуда увеличивать препятствия, здесь просто отрабатываются версии и возможности и в итоге преступник находится, справедливость торжествует. То же самое происходит и в мелодраме или комедии.

В триллере всё немного иначе. Есть взрослый женатый мужчина, который переспал с молодой девушкой. Цель — избавиться от внимания пассии. Препятствие — она влюблена в героя и хочет его заполучить любыми средствами. Конфликт может быть статичным или динамичным.

При динамичном конфликте будет увеличиваться масштаб бедствия: герой теряет работу, семью, деньги и собственность и в итоге его жизнь в опасности. Препятствия при этом не нарастают — пассия не превращается в зелёного монстра в трусах поверх трико, а остаётся всё такой же милой и хрупкой девушкой.

При статичном конфликте могут увеличиваться препятствия: девушка знакомится с семьёй героя, входит в его дом, заводит близкие отношения с женой, затем исчезает, действует удалённо, затем через сторонних людей, коллег героя, его друзей. В этом случае нарастают препятствия и герой теряет контроль над ситуацией, а проблема остаётся прежней — избавиться от девушки.

При статичном конфликте препятствия также могут быть статичными и не увеличиваться в масштабах. Например «Осенний марафон», «Географ глобус пропил». Цель героев в этих фильмах — сохранить то состояние, в котором они находятся. Препятствия меняются, но не увеличиваются в масштабе. Изменчивость жизни — вот главное препятствие для этих героев на пути к цели.

Подводя итог, можно сказать, что драматургический конфликт — это просто, но утверждать, что в каждом сценарии конфликт обязан нарастать — крайне легкомысленно.

Удачи!

Поддержать канал:

Любой разовой суммой на платформе ВК.

Пройти обучение основам сценарного мастерства на платформе ВКонтакте.

Подписаться на канал Новости киноиндустрии в Телеграмм.

Подпиской с возможностью обучения или сотрудничества:

На платформе Patreon (заграничные банковские карты)

На платформе Boosty (российские банковские карты)