Ссылка на оригинал. https://dzen.ru/profile/editor/id/63b712fbbc76f64645cca8e4/643a572b83e0c21f4f7c4610/edit
Автор: ИГОРЬ ФУНТ редактор, публицист
===========================================
Лично мое мнение, при полном согласии с автором статьи- при СССР были люди и увлеченные идеей коммунизма. А не только хапуги рвачи.
Наверное их было меньше ...
Основная масса граждан работала за кусок колбасы, за мебель кое-какую, огромное количество отоваривались за свои кровные в скудных советских магазинах у неряшливых и хамовитых продавцов советской торговли. В вечно в грязных когда-то белых халатах.
Да, были и среди продавцов хорошие человеческие люди, но как правило, это были временные или случайные ... они на списание (фиктивное) продуктов, фруктов, овощей, картофеля ... якобы сгнившее - не пойдут.
Которые работали, иногда в прямом смысле слова по 20 и более часов в день. Как начинаешь рабочий день с часу ночи... и приезжаешь домой в 3 утра на следующие сутки , А в 6:30 уже на пленерка с бригадирами, механиками, управляющим ... в правлении, а затем на МТМ (где собираются механизаторы центральной усадьбы) ...
Работали за идею: (по обывательски - за копейки, например, 150 рублей в месяц - оклад председателя колхоза в 1979 году).
=================================================
Итак почитаем автора:
----------------------------
Это было время таксистов и официантов
Это целый дивизион «боевых носорогов» — сиречь бездельников априори. Практически с пионерского детства. Попавших туда по вожделенной карьерной лестнице (в основном с родительских науськиваний): комсомол-партия-министерство-забронзовелость.
Не берем потайной и довольно закрытый от общества дипкорпус: там с джинсами-шузами-хрусталем стопроцентно без проблем. Так же как с политикой глобального устрашения — «интернационализма» по-простому.
Из той же серии прихвостни — через мам-пап-дядей-тетей пристроившиеся во всяческих валютных «Березках», распредмагах, спецпунктах выдачи, спецкинотеатрах (да-да, были и такие) — для упомянутой номенклатуры.
В Союзе имелось несколько видов пресмыкающихся подотрядов КПСС — «неприкасаемых».
=========
Речь — о неизбывном пафосе народно-советского счастья…
Итак, номер один Ну понятно, официанты. Халдеи.
Уж у кого-кого, но у них всегда была заначка — кусок хлеба на завтра. И вопроса о бутылочке шампанского на 1 Мая либо на 8 Марта с братаном-халдеем не вставало никогда: оно элементарно было. Безусловно, украденное. В крайнем случае — задешево купленное через кассу.
Но это, присовокупим, считалось моветоном — приобретать товар там, где работаешь. («Что охраняешь — то имеешь!»)
Как водится, все нужное утаскивалось со складов бесплатно. И далее — через черный ход на волю. И чем больше уносилось — тем красивее, вольготней жилось.
Задача гармонично ра́звитого советского труженика в любом секторе социалистической экономики заключалась в том, чтобы вынести-украсть как можно больше. И — чтоб ничего за это не было.
Не всегда, конечно, срасталось. Кто-то и попадался. Но тем не менее…
Доходило до смешного. Крали то, что не надо.
Я сам лично со стройки, где работал ночным сторожем, вынес ведро с уже растворенными в воде белилами. Отвез на троллейбусе домой к матери. Побелил потолок. Ведро, знамо, обратно не вернул. Хотя легче было взять полмешка побелки: на дольше бы хватило.
Несомненно, что при тотальном продуктово-алкогольном дефиците официанты убийственно богатели за счет продажи ресторанских поллитровок (по статье «списаний» и «посудного боя»). Продавали тем же таксистам. Откуда переходим ко второй главе нашего негрустного повествования.
Таксисты
Да они и не подводили. Трудились по-стахановски. Опережая сроки. Поднимая державу с колен — как бы сейчас сказали с высоких трибун.
Потом уже, к середине 80-х, водочную движуху перехватили преступные группировки. Связано то было с ужесточившейся карточно-распределительной системой: продуктовыми талонами, дикими очередями, бесконечными записями наперед. Криминал подминал алкоторговлю под себя, концентрируя ее в определенных местах, круглосуточно и непрерывно.
Уверен, в каждом городе существовали подобные пятачки: как правило, связанные с парками, памятниками, скверами. Отсюда и названия: всевозможные «Клумбы», «У Ленина», «У танка», «Дзержинки», «Арбаты», «Жигули» и т.д. Миллионы точек, приносящих народу радость.
О чем — следующая главка.
Лабухи.
Святые люди… К ним принадлежал и я.
Несли в мир доброе, светлое, вечное — классическо-эстрадное. Воздушно-вальсированное — счастье.
Брали немного. В 1960–70-х — около рубля. В 80-х — до трех рэ. Реже — 5. Играли до потери пульса, исполняя абсолютно невероятные прихоти — заказы публики.
Даже если песня была незнакомой, мы ее все равно музицировали — и пели. Типа «тэйшн-мейшн ворд эпартли нау мани вери мэни…» — и тэдэ. Любое ариозо. Под любой аккомпанемент. Только плати, карась, парнас! («Карась» — клиент. Парнас — денежки, лаве, капуста.)
Кабацкие лабухи, испорченные западной крамолой из-под полы, классово возлежа, естественно, в лоне прогрессивного человечества, по ночам, в подсобках-кухнях, нещадно ругали советскую власть. Ругали чрезвычайно ожесточенно — одновременно тонко. Изощренно. В отличие от тех же таксистов.
Музыканты — люди образованные. В меру начитанные, интеллигентные. К тому же многие общались с привилегированными коллегами по цеху — из классических, симфонических оркестров. В оперном ли театре, консерватории, неважно.
Все они с одинаковой страстью — до фетишизации! — относились к Новому Свету, американским сигаретам, джаз-року, мюзиклу, модерн-балету, рок-опере. Люто ненавидя это облезлое чудище в семейных трусах — проклятое советское нищебродство.
В отличие, повторимся, от шоферюг — парней простых и непритязательных.
Которым и ругать-то, собственно, было некого и не за что. Бабки-то — идут. И нехилые. Учитывая среднюю зарплату в СССР в 150–300 р., таксисты заколачивали до тыщи и более.
Четвертое. Швейцары
Ну, о них разговор особый. Это — каста. Это — родовая каста.
Попасть в швейцары было так же нелегко, как ныне стороннему (пусть и отучившемуся в нескольких университетах) юристу попасть в нотариусы. Да-да, как ни смешно…
Дяди Васи-Пети-Сашки — хитрюги-интриганы — были очень сердечными. Неприступными. Веселыми. Беспощадными. Своими. Чужими.
У них было все. Они могли — практически все.
Достать вино-пиво-самогон в любое время суток. Столковаться с нужными людьми на проведение Нового года шумной компанией, причем в любом близлежащем ресторане. Найти крутого платного врача «по вызову» (коих днем с огнем не сыскать в СССР). Условиться сделать нелегальный аборт. Аккуратно перевезти импортную мебель. Найти забугорную одежу: джинсы-дубленки-сапоги. Анестезию для зубов. Обмен квартиры. Устроить сына в вуз. Да хоть в Министерство культуры устроить!
В дальнейшем их роль — роль местных (городских, районных, квартальных) «решал» — переняли спикули всех мастей. По бытовухе, не по криминалу.
У преступных элементов — «синих» (так их звали из-за татуировок) — был свой третейский суд, входящий в отдельную большую тему советской оргпреступности. Но это уже в поздних 70-х и далее, когда стали поднимать голову теневики — предтеча олигархии 90-х. Предтеча русского капитализма: в постмодерновом обществе кастовой неприязни (смайлик).
В развитом же социализме 1960–70-х швейцары играли роль стариков Хоттабычей.
Ковры (стоимостью с самолет). Радиотелеаппаратура. Пепси-жвачка — все было в ведении этих благодушных улыбающихся, почти киношных персонажей. С крупной кокардой на форменной фуражке: «На, Вася, три рубля. Нас четверо». — «Проходи, браток!». И казалось, сие положение вещей и понятий будет вечно. Но... см. начало статьи.