Мы продолжаем экскурсию по залам новгородского музея-заповедника. В этом очерке рассмотрим средневековую живопись Пскова, яркую, колоритную, самобытную, если так можно говорить об иконописи, подчиняющуюся традициям и канонам. В Новгородском музее целый зал (№6) посвящен псковским иконам. В Новгород некоторые из святых изображений попали, возвратившись из фашистской неволи, в 1948 году. Вероятно, псковские шедевры "застряли", остались в музее как временном хранилище возвращенных в СССР ценностей вследствие неразберихи в документах. Немецкие списки ГРГ "Остланд" почти не содержали информации о музеях происхождения описанных в них произведений искусства.
Продолжение. Ранее см. Новгородская иконопись XV века. Художественные образы и мир Господина Великого Новгорода. Ч.1
1.Вершиной псковской живописи искусствоведы называют 3 иконы начала XV века из церкви св. Варвары. Две из них: «Избранные святые: Параскева Пятница, Варвара и Ульяна», «Собор Богоматери» находятся в Третьяковской галерее (Москва), а «Деисус с предстоящими святыми Варварой и Параскевой Пятницей» - в Новгороде. Впечатляет, прежде всего, экспрессивность этих произведений. Проявляется она по-разному.
Как подчеркивает искусствовед М.В.Алпатов (1902-1986), в псковском Деисусе наблюдается определенный отход от канона. Несмотря на известное "вольнодумство" псковских иконописцев, широко обсуждаемое в литературе, это условное суждение. Деисус - означает моление, обращенное к Иисусу в центре композиции. На иконе мы видим популярных на северной Руси великомучениц Варвары (слева) и Параскевы пятницы (справа), а ниже них Богородицу и Иоанну Предтечу, присутствие последних здесь обязательно. Старшие святые выполняют здесь, таким образом, роль основы, а не стоят над коленопреклоненными святыми. Предстоящие святые это: Свята́я Варва́ра Илиопольская - христианская великомученица начала IV века почитается как защитница от внезапной и насильственной смерти. Параскева Иконийская (II век) "отвечает" за урожаи, покровительствует невестам, торговле, женскому рукоделию, воде, помогает против недугов.
Обращение рук всех 4 святых к Иисусу в этом лаконичном изображении придает ему экспрессию, именно через руки передается движение к Спасителю. Энергетический поток, направленный к центру, особенно чувствуется у Богородицы. У Иоанна обе руки придают некоторую пространственность прошения у Господа.
Фон иконы покрывается здесь аурипигментом (минерал, "золотая краска") вместо золочения. Золото использовалось здесь только для нимбов.
2. С псковской иконой в Третьяковской галерее «Избранные святые: Параскева Пятница, Варвара и Ульяна» перекликается икона в Новгороде «Свв. Варвара, Параскева Пятница и Ульяна, с житием Варвары и Ульяны» последней трети XV в. из той же церкви Св. Варвары. Мученица Иулиания (Ульяна) Илиопольская (III в.) — девушка-христианка, пострадавшая вместе со св. Варварой. Культ Ульяны был распространен в древнем Пскове, добавление к иконе клейм из Жития Ульяны делают её уникальной.
По сравнению с более старшей иконой - "оригиналом" в Третьяковской галерее, икона 3 святых в Новгороде более сглажена в выразительности. В "оригинале" Ульяна (справа) держит еле-заметный крест с подчеркнутым усилием в запястье, от этого положение её согнутой в локте правой руки приобретает особую волевую динамику. Также в "оригинале" Варвара в центре чуть выставила левую стопу, как бы шагая вперёд, что придает жизненность встрече. Руки Параскевы (слева) в "оригинале" обладают гораздо большей экспрессией в отличие от иконы в Новгороде.
3. Богоматерь Одигитрия с избранными святыми Василием Великим и Киром (по краям). Эта Икона датируется концом 14 - начала 15 века. Происходит из церкви Успения Богородицы с Пароменья в Пскове (1444 год), где почиталась чудотворной. Одигитрия с греческого - Указующая Путь. По преданию её изобразил так впервые евангелист Лука. Правая рука Богородицы указывает на младенца. Младенец Христос правой рукой благословляет. Уникальна деталь у иконы в Новгороде — изображение серьги в ухе Богоматери. Смягченная манера письма, лиричность, по мнению М.В.Алпатова, сближает эту икону с московской школой. Обратите внимание, что голова матери наклонена к младенцу, и его голова чуть наклонена к ней, последнее не всегда присутствует в иконах Одигитрии.
Кир Бессребреник — врач, чудотворец из города Александрии в Египте — был казнен за проповедь христианства в 311 г. Василий Великий (около 330-379) —святитель, епископ Кесарийский, один из отцов церкви.
4. Икона Вознесения имеет точную датировку 1542 год благодаря надписи на ней "В ле(то) 7050 ... написана быс икона сия". Это храмовая икона бывшей монастырской церкви Новое Вознесение в Пскове.
По преданию, на 40 день Христос вознесся с Елеонской горы с круглого камня. Как говорится в книге "Псковская икона XIII-XVI веков", "изображение «камня кругла» известно в древнерусском искусстве с первой половины XVI в., преимущественно в псковских иконах «Вознесение» из праздничных чинов". Метафорично этот камень напомнил мне мировое яйцо, из которого рождается весь мир. В псковском Вознесении отчетливо ощущается праздничная атмосфера чуда, о котором трубят ангелы. Этот восторг исходящий в небеса, проецируется на нас взглядом Христа и Богородицы, которая олицетворяет здесь Церковь.
5. Икона. Ветхозаветная Троица в деяниях. Начало XVII в. из церкви Св.Варлаама Хутынского в Пскове.
Средник иконы «Троица или Гостеприимство Авраама» показывает посещение Господа в образе трех ангелов престарелых Авраама и Сарру с благой вестью о скором рождении у них младенца. Христианская традиция видит в этом явлении первое раскрытие тайны троичности Бога. Трапеза ангелов символизирует Евхаристию (причастие). Фон палат Авраамовых означает Божественное познание и созидание.
Клейма с левого верхнего угла начинаются с сотворения мира.
6. Св. Варлаам Хутынский с житием, вторая половина XVI в.
Преподобный Варлаам Хутынский (ум. 1193) — почитаемый новгородский святой. В новгородских летописях сообщается его мирское имя — Алекса Михалевич и год смерти — 6701-й (1192/1193). Варлаам, видимо, принадлежал к местному боярскому роду. Незадолго до своей смерти он основал на берегу Волхова, в некотором отдалении от города, Преображенский монастырь. На иконе он держит его модель в правой руке.
Клейма начинаются на иконе с момента рождения святого. Очень интересно, например, второе клеймо сверху справа с белой лошадью.
"Пророчество «о снегу и о мразе» в Петров пост. Однажды, договариваясь о встрече с новгородским архиепископом Антонием, преподобный Варлаам сказал, что приедет к нему в пятницу первой недели Петрова поста на санях. Владыка был удивлен, поскольку начало подвижного Петровского поста могло приходиться на период с 30 мая по 3 июля (по новому стилю). Однако пророчество св. Варлаама сбылось – в этот день в Новгороде выпал ударил мороз и снег «в пояс человека». Архиепископ Антоний был обеспокоен судьбой урожая, но преподобный Варлаам объяснил, что от мороза «в корении ржаном … черви изомроша», а растаявший снег напоит землю. Владыка убедился в правоте слов святого, когда слуга принес ему с поля ржаные колосья."
С праздником Светлой Пасхи. Продолжение следует
Подборка Музеи. Выставки на канале Друг Истории здесь
Буду благодарен за лайки) Хорошего чтения
Душин Олег, журнал №171, Друг Истории