Всем утра доброго, дня отменного, вечера уютного, ночи покойной, ave, salute или как вам угодно!
Слово "пропущенные" в данном случае - не фигура речи. В марте-апреле 1988 года на телевидении состоялся премьерный показ "Жизни Клима Самгина" - пожалуй, последнего из самых значительных культурных событий СССР подобного масштаба и достоинства. И - знаете - что-то я ни разу не встретил в Сети даже упоминания об этой дате. Забыли, что ль? Ну что ж, значит надобно немедленно исправляться. Что пьют за такого именинника? Только водку - и её одну. Наливаем... Непременно ледяную, чтобы стопка истекала слезою, а её содержимое не лилось "по назначению", а сочилось медленно, как глицерин, как бы нехотя, обжигая природною сутью своей и зубы, и нёбо...
Объять махину, подобную нашему сегодняшнему юбиляру, за один раз просто физически невозможно. А потому предлагаю сперва помянуть её создателя - это будет справедливо. И - умоляю - давайте поаккуратнее с "ледяной", я вовсе не хочу стать причиною и виновником проблем, неизменно сопутствующих натурам увлекающимся. Довольно и одного раза! А то может получиться примерно следующим образом...
Среди славной плеяды режиссеров, создавших тот самый советский кинематограф, которого нам сейчас так не хватает, есть одно имя, стоящее как бы особняком... негромкое такое имя, словно шёпотом произнесено... Хотя беглого перечня самых значительных работ этого художника вполне достаточно, чтобы понять: что-то не так! И не с ним – с нами! Да, это не Бондарчук (С.Ф. который), и не Герасимов. И не Данелия. И не Гайдай. Но всё же, но всё же...
А вот, к примеру:
«Здравствуйте, я ваша тётя»;
«Открытая книга» с прекрасными Саввиной, Тараторкиным и совершенно чудным Янковским, которому, кстати, очень «к лицу» были отрицательные персонажи;
«Отпуск за свой счет»;
«Адам женится на Еве»...
Этого режиссёра звали
ВИКТОР АБРОСИМОВИЧ ТИТОВ
1939 – 2000
Если ваше сердце не дрогнуло от этих названий, значит, вы просто родились как минимум в 80-х или вообще позже... Иными словами (это не в укор, просто констатация) – не советский вы человек. Потому что советскому человеку достаточно услышать «Бразилия», а уж дальше мозг начнет выстраивать ассоциативные ряды, среди которых будет непременно «Пеле» и... ну да... «там много диких обезьян», которые «как прррыгнут!»...
Было в СССР такое негласное понятие «новогоднее кино». Под него хозяйки могли быстро рубать "оливье", а более свободные мужчины просто коротать время и вожделенно принюхиваться к запахам с кухни, незаметно утаскивая в «норку» то одну заготовку, то другую. Это были фильмы отборные, как правило - комедии, необязательно - с новогодней тематикой, но создававшие особое, "предвкушательное" настроение... Их было немного, но до сих пор их показ неизменно ассоциируется у старшего поколения с Новым годом. Это не только про само собой разумеющиеся "Иронию судьбы" или «Карнавальную ночь», это - и о других, на долю которых "выпала" эта удача - стать "фильмами-шампанскими". "Соломенная шляпка", "Небесные ласточки", "Мама" с Гурченко и Боярским, "Ах, водевиль, водевиль", "Лев Гурыч Синичкин", "Мэри Поппинс, до свидания", к примеру... Находилось "лакомое" и для детей - это фееричные "Приключения Буратино" и "Про Красную Шапочку" покойного давно уже режиссера Нечаева (причем, последними не брезговали и взрослые). Песни из этих фильмов все знали наизусть, и каждый раз смотрели с удовольствием. Среди таких фильмов уж точно был и «Здравствуйте, я ваша тётя». Фразы из него наизусть знали практически все. Да что фразы - целые куски из диалогов! Стопроцентное попадание актеров в образы «Тётки Чарлеи», безупречный – как бы сейчас сказали – саундтрек и абсолютное чувство стиля сделало «Тётю...» поистине «народной» комедией.
По понятным причинам мы пропустим более десяти лет творческого пути Титова, чтобы коснуться более детально "Самгина"... Практически любым советским читателем... за крайне редким исключением... творчество Максима Горького воспринималось как почти досадная «обязаловка»: «Мать» (без комментариев), непременный к заучиванию наизусть школьниками «Буревестник», который гордо реет, а глупые пингвины робко прячут... Еще почти не запомнившийся даже отличникам Челкаш и пьеса «На дне» с «бывшим человеком» Бароном и утешителем Лукой, обязательно сравнивавшимся с толстовским Платоном Каратаевым... Чего уж там, пролетарский классик на «ура» не шёл, а «добирали» после школы его многотомные собрания сочинений уже единицы книгочеев. «Жизнь Клима Самгина» оказывалась практически «за бортом» читательских интересов: уж больно неподъёмна и сложна. Тем и велик оказался Виктор Титов, сумев преподнести телезрителю на удивление смотрибельную, прямо-таки фонтанирующую актерскими удачами экранизацию, такую простую и сложную одновременно, препарировав многотомный "кирпич" до уровня эпической мелодрамы "для умных". «Межвозрастной» Андрей Руденский в заглавной роли. Удивительнейший Алексей Жарков, всею кожей вросший в своего купца Лютова. Только ещё начинавший свой звёздный путь Сергей Колтаков – красавец и умничка Макаров. Великолепная Наталья Лапина – практически живая иллюстрация к роману, представить другую Алину Телепнёву теперь просто немыслимо. С такими же превосходными эпитетами можно просто перечислить Джигарханяна, Проскурина, Андрея Харитонова (о, его Туробоев!!!), Гундареву, Калягина... В сериале не оказалось ни единой проходной роли, сляпанной наспех или сделанной методом рутинной штамповки. Даже второстепенные персонажи романа запоминались сразу и навсегда. Можно брать любого актера и просто ставить после его фамилии шестнадцать восклицательных знаков... и это будет от души!
Кинувшись тогда читать первоисточник, я с изумлением для себя обнаружил, что просто не знал Горького. Теперь массивный трёхтомник перечитывается регулярно раз в пятилетку, и уж само собой – актёры из сериала Титова автоматически встают перед глазами - как живые иллюстрации к роману.
Титову удалось выполнить сложнейшие для экранизаций эпопей подобного масштаба задачи:
- дать зрителю прочувствовать ЭПОХУ! Редчайшее свойство постановок на историческом материале: ты веришь, даже ни секунды не сомневаешься, что ВСЁ ТАК! Что перед тобой не актерствующие исполнители, обряженные в новехонькие, с иголочки, костюмы, а живые люди из плоти и крови. И жили эти люди ИМЕННО ТАК! И именно так жила и пульсировала Империя русских человеков;
- популяризировать крайне сложную даже для чтения хотя бы «наискось» литературную основу так, что на экране она явилась удивительно событийным и крайне познавательным даже для искушенных умников философской драмой. В этих героев можно даже «играть»: ты кто? Туробоев? Или сразу Кутузов? А Дронов – нет? Или тихонечко признаться самому себе: да, Самгин – это я...
И ещё... Задуматься заставил сериал... Помните вечное михалковское рубежа столетий - «как это случилось с нами?» Так вот, фильм Титова даёт сочнейший иллюстративный комментарий: а вот примерно так! Понемногу. Незаметно. Неспешно. И, теряя – год за годом – себя, свои былые стремления, силы, веру, чувства – приходишь к закономерному финалу: в безверии, в бесчувствии, а страшнее всего – и без страны. Потому что... проболтали, кидались туда-сюда, жили, словно набросок к жизни делали... Впрочем, это уже «чеховское»... но крайне созвучное самому фильму Титова. Жизнь будто наощупь, вслепую, впотьмах... Как позднейший андерграундный отклик - Майк Науменко из "Зоопарка": " Я боюсь жить, наверно я трус..." А мгновенно ставшая тем, что теперь называется "мемом", фраза "А был ли мальчик-то?"... Редкий случай по отношению к экранизации "нечитаемой" ранее классики. Произнося её, полагаю, далеко не каждый понимает глубинный её смысл.
Виктор Титов сделал достаточно много работ, среди которых – помимо вышеперечисленных – были и странноватые сейчас фарсовые «Анекдоты» с Чапаевым и Владимиром Ильичом, которого надо было «накормить и спрятать», и выстреливший в тогдашнюю «кассу» телебоевик «Русский транзит», и лиричная «Кадриль»...Всего более двадцати постановок. Не все были ровными и успешными – особенно те, что делались в печальные для отечественного кино 90-е. Хорошо, что вообще что-то снималось.
След, который оставил ушедший от нас летом 2000-го Виктор Титов, нечёток, неглубок и с годами будто понемногу размывается волнами забытья. Редкий и испытанный кинолюбитель, способный отвечать на блиц-вопросы типа «Бондарчук? = «Война и мир», сможет с такою же скоростью, усмехнувшись, парировать: «Здравствуйте, я ваша тётя»? = Титов!" Но, слава богу, таковы не все. Ибо – в большинстве своём – мы любим советское кино. А, стало быть, и творческое наследие Виктора Титова – тоже.
С признательностью за прочтение, мира, душевного равновесия и здоровья нам всем, и, как говаривал один бывший юрисконсульт, «держитесь там», искренне Ваш – Русскiй РезонёрЪ
Предыдущие публикации цикла "Пропущенные юбилеи", а также много ещё чего - в иллюстрированном гиде "РУССКiЙ РЕЗОНЕРЪ" LIVE
ЗДЕСЬ - "Русскiй РезонёрЪ" ЛУЧШЕЕ. Сокращённый гид по каналу
"Младший брат" "Русскаго Резонера" в ЖЖ - "РУССКiЙ ДИВАНЪ" нуждается в вашем внимании