Найти в Дзене

К истокам формирования теории библиотерапии в 20 -гг 20 века

В 20-е годы ХХ века библиотерапия одновременно с внедрением новых практических мероприятий получает достаточно прочную теоретическую базу в контексте двух основных подходов: медицинского и библиотечного. Согласно медицинскому подходу роль чтения и книги трактуется как важное лечебное средство в основном в рамках психотерапии. Серьезное внимание уделяется исследовательской деятельности. Всемирно известный ученый В.М.Бехтерев признавал благотворное влияние литературы на больных и рекомендовал применять его в лечебном процессе. Его совместное с Т.Тимофеевским экспериментальное исследование по изучению влияния чтения на выздоровление больных с различного рода неврозами ( неврастенией, истерией, психастенией), проведенные с 1916 по 1920 гг на базе Сестрорецкого курорта показали, что чтение способствует активности личности наряду с отвлечением от болезненных симптомов. Другой известный специалист И.З.Вельвовский, работающий в Харьковском Психоневрологическом институте предпринимает попытки теоретического обоснования библиотерапии.

-2

Независимо от этих исследований рядом практикующих врачей и исследователей в области медицины разрабатывается проблема взаимосвязи болезни и одаренности, патологий и творческих факторов, креативности и психологии творчества на примере анализа хода течения различных нервно-психических и эндокринологических заболеваний и пиков творческих подъемов у выдающихся писателей, художников и музыкантов. Доктора И.Б.Галант, М.П.Кутанин, Я.В.Минц, Г.В.Сегалин, профессор Руднев обосновали направление эвропатологии и эврондокринологии. Этими авторами были созданы уникальные эвроэндокринологии великих русских писателей и поэтов: Гоголя, Пушкина, Лермонтова, Тургенева, Некрасова, Крылова, Огарева, Л.Н.Толстого, Достоевского, А.Блока; зарубежных писателей и поэтов: Байрона, Эдгара По, Флобера, Диккенса, Мильтона, А.Мюссе, Данте; философов: Платона, Соловьева; композиторов и музыкантов: Бетховена, Чайковского; выдающихся государственных деятелей: Наполеона, Петра 1, Ю.Цезаря, Ришелье. К сожалению, эти работы были опубликованы небольшим тиражом 1000 экземпляров в выпусках Клинического архива гениальности и одаренности и оказались, по-видимому вне поля внимания исследователей и практиков в других областях знания, равно как и сам уникальный исследовательский метод - эвропатологический анализ. Забегая вперед, можно отметить любопытную закономерность, которая не получила должного обоснования и развития в работах, непосредственно посвященных библиотерапии более позднего периода: все из названных выдающихся творческих личностей доминировали в круге чтения не только элитарного, но и массового читателя в ситуациях болезни или психотравмы. Но ранее выдающимся библиотековедом Н.А.Рубакиным был выведен закон соответствия книги и читателя. Интересны и классификации творческих психотипов этих выше указанных выдающихся личностей, а также творческие психотипы изобретателей и рационализаторов разработанные представителями эвропатологии. Видимо, эти работы послужили основой для обоснования значимости библиотерапии в медицинской практике М.П.Кутанина.

В этот период времени библиотековедение формируется в самостоятельную научную дисциплину; в профессиональной библиотечной печати ведутся активные дискуссии об объекте и предмете библиотечной науки, взаимосвязи с другими науками, что отражается на работе с читателями. Особое внимание уделяется взаимосвязям библиотековедения с психологией и педагогикой. В этот период формируются основы теории руководства чтением, ведущими методологическими принципами становятся партийность, активность, дифференцированный подход.

После революции все направления работы с читателями осуществлялись в тесной связи с задачами партийной пропаганды, ибо библиотека рассматривалась как важное звено в системе образования и политико-воспитательной работы. Ведущая роль отводилась воспитанию культуры чтения, понимаемого как часть системы непрерывного самообразования, библиотечно-библиографическая грамотность читателей, умение работать с текстами. Эту идею о системе непрерывного самообразования отстаивала Н.К.Крупская. С ее точки зрения, главная задача библиотеки – «помочь читателю извлекать из книг все, что они могут дать, научить читателя пользоваться книгой». Кроме того, читателям должны были прививать умения обращаться с книгой, пользоваться библиотекой, самостоятельно и сознательно выбирать книги, формировать привычку быстро и много читать про себя, делать сжатые деловые записи, самостоятельно работать с книгой, осуществлять поиск нужных источников, работать со справочной литературой и каталогами начиная с школьного возраста. Неслучайно на 1 Всероссийском библиографическом съезде в 1924 г. был поставлен вопрос о введении курса библиографии в старших класс средней школы и вузах. Сначала такая работа велась факультативно, но становилась ясно, что необходима система. Поэтому на 2-м Всероссийском библиографическом съезде в 1926 г. ключевым стал доклад Н.В.Здобнова «Борьба за библиографическую грамотность».

-3

В понятие «читательская грамотность» Н.В.Здобнов включал совокупность знаний и умений по использованию основных библиографических пособий, как в целом национальной библиографии, так и пособий по конкретной научной дисциплине или вопросу и умение грамотно записывать книги. Для этого, помимо обучения элементарным основам библиографии во всех учебных заведениях, предлагалась система широкого библиографического просвещения масс всеми библиотечными средствами во всех типах библиотек.

Библиотековед В.А.Артисевич, в понятие библиотечно-библиографическая грамотность читателей-детей включала такие составляющие: умение читателя найти нужные ему книги, использовать библиотечные каталоги, словари, справочники, энциклопедии, а также освоение методов библиографического описания, ведения картотек, знакомство с правилами библиотеки и бережное отношение к книге. Библиотековеды и педагоги отстаивают необходимость решения задач обучения навыкам работы с книгой и умению работать с каталогами библиотек, начиная с школьного возраста на основе совместных усилий школ и библиотек. Библиотекам всех типов вменяется в обязанность пропаганда библиотечно-библиографических знаний на основе дифференцированного подхода к читателям с учетом их потребностей. По инициативе библиотекаря В.Т.Козелло из Московской библиотеки им. А.С.Грибоедова организуются специальные библиотечные уроки для читателей в ряде других массовых библиотек. В дальнейшем в 30-е годы приоритет в работе с читателями отдается книжно-иллюстративным выставкам пол темам : «В помощь самообразованию», «Как работать с книгой». Популярны сезонные книжные выставки. Типичным примером является организованная в 1938 г выставка ГБЛ, демонстрировавшаяся летом в Центральном парке культуры и отдыха им. М.Горького, а зимой – на 1-м государственном подшипниковом заводе. Основные разделы выставки посвящены самообразованию и опыту работы с книгой известных ученых и писателей. Аналогичным образом демонстрировалась книжная выставка с названием «Овладеем культурой чтения» в 1939 г в библиотеке Ленинградского Дома техники машиностроения. Разделы этой выставки включают знакомство с опытом работы с книгой Ленина, умению читать, чтобы усвоить, умению подобрать необходимый материал для самообразования. В крупнейших научных библиотеках, в первую очередь, ГБЛ и ГПБ им. М.Е.Салтыкова – Щедрина проводятся специальные занятия по обучению читателей методам работы с книгой и библиографическими указателями; приоритетными группами являлись студенты и молодые специалисты. Среди вузовских библиотек наиболее активны научные библиотеки Саратовского и Одесского университетов. В этот период в профессиональную лексику вводится понятие «массовый читатель». В массовых библиотеках приоритетными группами становятся дети, красноармейцы, рабочие, крестьяне. Изучение читателей также ориентировано на эти читательские группы