Данила Козловский, спектакли с участием которого как-то резко, что называется ВДРУГ, исчезли с афиш московского МХТ, дал интервью РБК. В интервью артист выразил своё возмущение действиями - правда, непонятно чьими, так как неясно, КЕМ конкретно возмущен Данила Козловский, - в общем, возмущен действиями, которые в итоге привели, вероятно, к снятию спектаклей с участием Козловского из МХТ.
Ниже я цитирую слова самого Козловского по этому поводу:
Писать доносы в прокуратуру, стучать, устраивать охоту на ведьм, упражняться в ненависти в телеграм-каналах и прочих СМИ - ничего из этого не имеет отношения к патриотизму. Это угар, жизнь от которого ни у кого лучше не станет.
Вот такие вот действительно гневные слова. И поскольку Данила Козловский в этих словах прошёлся явно не по одному Виталию Бородину (на которого, вероятно, намекал своим «писать доносы в прокуратуру»), а, например, и по мне (так как я и в ТГ-канале, и здесь, на Дзене, также писала тексты про спектакли с участием Козловского, правда без всякой ненависти, но всё же), то я считаю, что вправе - от своего имени - не то чтобы ответить, а отреагировать на слова Козловского. И, может быть, в публицистической форме попробовать рассказать Даниле свою версию того, почему такая общественная реакция на его спектакли имеет место быть.
Под общественной реакцией я, кстати говоря, подразумеваю отнюдь не инициированные Виталием Бородиным проверки. К слову сказать, сама по себе прокурорская проверка никому ничем не грозит, если никакого состава преступления в действиях проверяемого нет. Так что не надо, я считаю, сразу ударяться в истерику из серии «доносы пишут». Донос - это ложное обвинение, клевета. Заявление в прокуратуру может быть сформулировано только в виде просьбы проверить такие-то и такие-то действия такого-то человека. Почему бы и нет, собственно говоря. Чего сразу «доносы», «стучать», «охота на ведьм». Так и хочется сказать: что ж вас, артистов, и тронуть-то нельзя. Чуть что - сразу «донос», «стучать». Странно, кстати, что Данила Козловский обошёлся без «репрессий» и «1937-го». Наверное, сообразил, что это как-то уж совсем не к месту.
Я, к слову сказать, вообще считаю, что в ситуации с Козловским сам по себе Виталий Бородин мало что добавил. Скажу по секрету: когда лично я писала свои тексты по поводу спектаклей с участием Козловским, я на тот момент вообще была не в курсе, что Бородин что-то там куда-то написал. Поэтому я не считаю, что вся эта волна - порождение личных фантазий Боронина о славе. Это слишком забавно, для того чтобы быть правдой. Другой вопрос - что обращение Бородина совпало с общественным запросом. Но в таком случае сложно всё свалить на одного чересчур активного человека, верно? В таком случае надо разбираться, а почему, собственно говоря, на Козловского - ещё недавнего любимца публики - у части этой публики пошла реакция отторжения.
Вот что думаю об этом я. Козловский, действительно, долгие годы был на вершине российского актерского олимпа, что называется. Если посмотреть его фильмографию, то играл он и князя Владимира Красное Солнышко, и Валерия Харламова, и главного героя «Чернобыля», и влюбленного в Матильду Кшесинскую Воронцова (фильм «Коронация»), и тренера в одноимённом фильме, и даже, извините меня, Вещего Олега в импортных «Викингах». Это всё не просто выдуманные персонажи выдуманных сценариев. Это вам даже не «Кухня» с Назаровым. Это герои исторические, неразрывно связанные с историей России. Причём многие из них - народные любимцы. А князь Владимир - вообще святой Русской православной церкви. Ну то есть лицедей лицедеем, а тем не менее кредит доверия Козловскому был выдан немалый. Прямо даже очень большой, я бы сказала. И тут уже, знаете ли, неважно, как он сам это воспринимал - в шутку ли, «чисто бизнес» ли, и еще как угодно. Суть от этого не меняется: Козловский играл национальных героев. Героев для кого? Для народа. На этом он заработал себе и имя, и славу, и «пропуск в западный кинематографический рай». Вопрос: а в чём заключалась ЕГО обратная по отношению к публике и его героям ответственность? В том, что «хорошо выложился»? Нет-нет-нет, повторюсь: это вам не «Кухня» и не «Папины дочки». Это бизнес на национальной идее, приращение своей личности к национальным героям и - извиняюсь за выражение - «стрижка купонов» всяческого рода в таком объёме, в каком их, прости Господи, не стригли даже некоторые прототипы его образов. Хотя подвиги-то совершали именно они, прототипы. А Данила Козловский просто удачно подержался за всё это.
Поэтому, на мой взгляд, вполне логично, что когда в стране наступили тревожные времена, когда ЛЮДИ начали испытывать сложности разного рода, то естественно, что возник некоторый общественный запрос на каких-то известных людей, которые бы смогли поддержать бойцов, их близких, да и просто людей, на которых стороны коллективного Запада началось беспрецедентное давление (которое правильнее называть, в моем понимании, геноцидом). Так что ничего удивительного в том, что взор народный упал в числе прочих и на Козловского, я не вижу. Раз человек устами своих героев вещал людям о подвигах, о Родине, о любви, то логично, что этого же люди ожидали (ТЕМ БОЛЕЕ этого же ожидали) и в годину испытаний.
И что же? Козловский в итоге в запрещённой ныне сети на букву И. выдал какие-то душевные стенания - и затих. Разбирайся, мол, народ сам. Раз с тебя сейчас нечего взять, то и ничего ты от меня не услышишь. Примерно так это люди и поняли. А иного толкования, извините меня, сам Козловский, ушедший с радаров, никому публично не выдал.
И теперь - в ответ на общественное возмущение - народ получает такую вот гневную отповедь от Козловского.
Вопрос у меня в этой связи только один: и в чём общественный запрос был неправильным? В чём возмущение людей несправедливое?
А главное-то - рассуждая о том, что НЕ является патриотизмом, Данила Козловский совершенно обходит стороной вопрос, а что же им ЯВЛЯЕТСЯ. Может быть, стрижка купонов в мирное время - и прятки в тревожное? ЭТО патриотизм? Может быть, содержание ребёнка в США, являющегося гражданином США, в то время как граждане России терпят санкции и воюют на фронте, - ЭТО, может быть, патриотизм? Или обливание грязью народа через популярное СМИ (в то время как народ не может ответить тем же) - может быть, ВОТ ЭТО ВСЁ не что иное, как патриотизм?
Нет у меня ответов на эти вопросы. Зато я помню известную строчку из песни Константина Никольского «я добрый, но добра не сделал никому». Вот это вот ближе к истине, на мой взгляд, в случае с Данилой Козловским.