Пасха - Праздник праздников, Торжество из торжеств. Именно поэтому она требует особого приготовления - сорокадневного поста. Но и празднование Пасхи длится не меньше - православные чествуют Пасху Христову те же сорок дней. Это происходит в честь сорокадневного пребывание Воскресшего Господа на земле (до Вознесения).
В этот день жены-мироносицы пришедшие первыми ко Гробу Господню (пещере в скале, где хоронили своих умерших иудеи), что бы помазать Тело Господа ароматами нашли гроб пустым... А ангел, явившийся им сказал : "Что вы ищете живого между мертвыми? Его нет здесь. Он воскрес! (Лк.24:5-7)
Великая радость! Ведь это сейчас мы знаем, что Христос воскрес, а тогда апостолы и все женщины были в ужасе, в страхе... Они потеряли любимого учителя и друга. Они ждали победы, но потерпели поражение. Так думали они до того как прийти ко Гробу. И вот - Он Воскрес!
Жены-мироносицы с радостью бегут и рассказывают апостолам, что Господь воскрес! Эта весть распространяется. Ученики боятся поверить, боятся обмануться еще раз, боятся боли и разочарования, но Петр и Иоанн уже бегут ко Гробу и видят то же - Его нет! Только пелены (саван, в который завернули снятого с креста Иисуса) лежат в пещере.
Так и теперь христиане с великой радостью передают друг другу эту весть - Христос Воскрес! Воистину Воскрес! Вы слышали? Он воскрес! Да-да, это правда - Он Воскрес! Вот что означает наше традиционное пасхальное приветствие. Мы как апостолы, как жены-мироносицы несем эту радостную весть все вокруг - Он жив! Он Воскрес!
В этот же день Воскресшего Христа видела Мария Магдалина (Ин.20:14-17), Симон, два ученика шедшие в Эммаус (Лк.24:1-35), одиннадцать апостолов и бывшие с ними затворившиеся в доме (Ин.20:19-20).
Завершается празднование Пасхи торжественным богослужением на кануне праздника Вознесения Господня и называется "Отдание Пасхи". Ни один церковный праздник не длится так долго. Поэтому в течение всех сорока дней православные христиане приветствуют друг друга словами - Христос Воскресе! - и отвечают - Воистину Воскресе!
А преподобный Серафим Саровский в любой день года приветствовал всех приходящих к нему людей словами - Христос Воскресе, радость моя! Эта фраза стала смыслом его жизни - вечная Пасха Христова
Само слово Пасха или Пэсах (евр.) в буквальном переводе означает "прохождение мимо" (в смысле "пощада"), "переход". Во времена Ветхого Завета этот праздник отмечали в честь исхода сынов Израиля из Египта. В этот день заколался и употреблялся в пищу пасхальный агнец (ягненок).
Когда Господь поразил Египет казнями евреям должны были заколоть агнца и его кровью отметить свои двери, чтобы ангел-губитель прошел мимо не повредив им (Исх.12:23).
Ветхозаветный пасхальный агнец был прообразом Иисуса Христа, который добровольно отдал свою жизнь за грехи всех людей. Он стал тем самым Агнцем, который своей Кровью искупил человечество и освободил от власти первородного греха и дьявола. Именно поэтому мы называем Его Искупителем.
Сейчас христиане празднуют Пасху вспоминая Воскресение Господа нашего Иисуса Христа. Осталось еврейское название - Пасха - потому что символика ветхозаветной Пасхи полностью реализовалась в Пасхе Христовой:
- как посредством крови пасхального агнца евреи спаслись от поражающего действия ангела-губителя (Исх.12:23), так и Кровью Христа мы спасены (1Пет.1:18-19);
- как ветхозаветная пасхальная жертва помогла евреям освободиться от пленения и рабства фараону (Исх.12:1-33), так и Крестная Жертва Новозаветного Агнца освободила людей от рабства падшим ангелам - демонам, от рабства греху;
- как кровь ветхозаветного агнца теснейшим образом объединила евреев (Исх.12:6), так и Причащение Крови и Тела Христовых объединяет всех верующих в одно единое Тело Господне (1Кор.10:17).
И конечно, в каждом православном храме в этот день будет звучать Огласительное слово святителя Иоанна Златоуста:
Если кто благочестив и боголюбив, пусть насладится он славным и светлым этим торжеством.
Если кто раб благоразумный, пусть войдет он, радуясь, в радость господина своего.
Если кто потрудился, постясь, пусть получит нынче динарий.
Если кто работал с первого часа, пусть получит нынче справедливое воздаяние.
Если кто пришел после третьего часа, пусть с благодарностью празднует.
Если кто после шестого часа подошел, пусть не смущается, ибо и его ничем не обделят.
Если кто и девятый час пропустил, пусть подходит он, ничем не смущаясь, ничего не страшась.
Если кто к одиннадцатому часу подоспел, пусть и он не смущается опозданием:
ибо владыка щедр и любит одарять,
и последнего принимает, как первого;
и пришедшего в одиннадцатый час отпускает на покой, как и работавшего с первого часа: и последнего милует, и первому угождает, и тому воздает, и этого одаряет, и сделанное принимает, и намерения приветствует, и дела чтит, и замыслы хвалит.
Так входите же все в радость господина своего: и первые, и вторые, получите плату за труд. Богатые и бедные, друг с другом вместе ликуйте.
Усердные и ленивые, почтите день сей.
Постившиеся и не постившиеся, веселитесь сегодня. Угощение обильное, все насладитесь. Телец тучный, пусть никто не уйдет не насытясь: все насладитесь пиром веры: все примите богатство благости. И никто пусть не рыдает о своем убожестве: ибо явилось общее царствование. И никто пусть не плачет о своих прегрешениях, ибо прощение всем из гроба просияло. И никто пусть не страшится смерти, ибо освободила нас от смерти Спасителева смерть. Он угасил ее, ею захваченный.
Он вывел пленников ада, сойдя во ад. Он горечью напоил ад, вкусивший плоти Его. И пророчествуя это, Исайя восклицал: Ад, говорит, познал горечь, встретив Тебя в преисподней. Познал горечь, ибо он уничтожен. Познал горечь, ибо он поруган. Познал горечь, ибо умерщвлен. Познал горечь, ибо низложен. Познал горечь, ибо взят в плен. Принял тело, и столкнулся с Богом.
Принял землю, и встретил небо. Принял, что видел, и впал в то, чего не видел.
Где, смерть, твое жало? Где, ад, твоя победа?
Воскрес Христос, и пали демоны.
Воскрес Христос, и радуются ангелы.
Воскрес Христос, и жизни есть где жить. Воскрес Христос, и ни единого мертвого нет в гробах: ибо Христос восстал из мертвых, сделавшись
первенцем из умерших.
Ему слава и держава во веки веков.