Ровно 74 года назад, 15 апреля 1949 года, в Москве родилась девочка, чья жизнь стала ярчайшим примером того, что между всенародной любовью и такого же масштаба пренебрежением не такое уж и большое расстояние. Звали эту девочку Алла Пугачева.
Народная артистка СССР, певица с огромнейшим репертуаром, включающим самые разные жанры, актриса, музыкальный продюсер. За долгую творческую карьеру Пугачева прочно вписала себя в историю советской и российской эстрады, став своеобразным культурным феноменом.
Старшее поколение помнит анекдот про то что Леонид Брежнев — мелкий политический деятель эпохи великой Пугачевой. И появилась эта шутка не на пустом месте. Приблизительно половина брежневского правления прошла под песни Пугачевой, которые неслись из каждого утюга. Правда, зависимость была, скорее, обратной. Созданная под руководством Брежнева политико-экономическая ситуация в СССР породила слушателя, для которого Пугачева была идеальной артисткой.
Именно в годы так называемого застоя сформировался тип сильной, независимой женщины с неудавшимся браком за спиной и ребенком в виде прицепа, которая живет в серых буднях, но испытывает глубокие внутренние переживания, связанные с поиском простого человеческого счастья. Именно этот образ на протяжении десятилетий эксплуатировала Пугачева.
Но времена поменялись. Теперь 30-летних женщин зовут словом «девушка». Зачастую более-менее оправданно, потому что к четвертому десятку такие девушки действительно могут еще не иметь ни мужа, ни детей. С героиней Пугачевой они себя не ассоциируют и песни ее выражением чего-то сидящего глубоко в душе не считают. Но сама Примадонна, похоже, из образа вылезти так и не смогла.
Отсюда и поздний (в 60 с лишним) брак с молодым телеведущим, оказавшимся впоследствии иноагентом. Замуж за бывшего протеже Михаила Задорнова вышла не постаревшая звезда советской эстрады, а героиня песни «А знаешь, все еще будет». И она же, а вовсе не заслуженная артистка СССР, поехала за мужем в Израиль, предав страну, в которой пользовалась всенародной любовью.
Стоит ли осуждать Пугачеву за ее позицию? Конечно стоит. Вне зависимости от того, насколько хороши были ее песни 20-30 лет назад, публичная личность должна осознавать, что все ее слова и поступки станут объектом критического осмысления со стороны обывателей. Но стоит ли пытаться принизить ее вклад в советскую и российскую культуру?
Былого влияния на отечественную эстраду певица уже не имеет. Концертную деятельность не ведет. В России не живет. Но самое главное — Пугачева никому не нужна. Она уже не деятель, она уже памятник своей эпохе. А с памятниками мы не воюем. Была, и на том спасибо.