Найти в Дзене

Как писательское умение наблюдать влияет на читателя

Оглавление

Чем отличается писатель от обычного человека (простите за такое выражение ☺)?
Писатель умеет наблюдать. А уметь наблюдать – это не только видеть все детали происходящего, но и находить необычное в обычном. Именно так называется простой, но эффективный прием активного начала произведения, который «породил» другой, «крутой из крутых», прием. Но о нем позже.

I. Прием «Необычное в обычном»

Это больше языковой прием, когда писатель, наблюдая за обычной жизнью подмечает важные детали, акцентирует на чем-то внимание, создает оригинальные образы.

🔴 Это может быть философское обобщение, новый ракурс привычного:
Нам никогда не удастся уйти бесконечно далеко от тех, кого мы ненавидим. Можно также предположить, что нам не дано оказаться бесконечно близко к тем, кого мы любим. Когда я поднялся на борт корабля, эта жестокая закономерность уже была мне известна. Однако есть истины, на которых стоит задержать наше внимание, а есть и такие, соприкосновения с которыми следует избегать. («Холодная кожа», Альберт Санчес Пиньоль)

🔴 А может быть индивидуальный – на контрасте – взгляд:
Бывают мечты, которые умирают долго. У некоторых из них случается предсмертная ремиссия… и это, быть может, самое худшее. («Болтунья», Вернор Виндж)

🔴 Сильная эмоция и реакция на нее:
«Ты не прилетел на мой день рождения! Ненавижу тебя!» – такое сообщение. Даже не позвонила.
А я не стал оправдываться. Не прилетел, да.
Мила прекрасно знает, что добраться на материк с острова Беринга не так-то просто. Авиарейсы раз в неделю. По расписанию. Только у природы оно своё: то туман, то штормовой ветер, то такая метель, что не разберёшь, где небо, где земля. Мне не повезло, на первый мартовский самолёт я опоздал, а второй когда еще будет. Весна-то – одно название по календарю, не в реальности. Сегодня природа притихла, но вылет лишь завтра.
(«Снегурочка», Алексей Ладо)

🔴 Или же точная картина происходящего в действиях, переданная особенностями стиля, речи:
Глядите на Белакву, перекормленного ребенка, как он едет на велосипеде, быстрее и быстрее, рот приоткрыт, ноздри раздуваются, вниз по жесткому бобрику боярышника вслед за телегой Финдлатера, все быстрее и быстрее, пока не поравняется с лошадью, с черным толстым влажным лошадиным задом. Хлещи его, возница, бей, стегай, вытягивай кнутом жирного Самбо. Высоко, будто вихрь из перьев, хвост вздымается в преддверии коричневой струи. Ах!.. («Мечты о женщинах красивых и так себе», Сэмюэль Беккет)

Может быть все, что хотите, но именно необычное в обычном, что, несомненно, привлекает внимание читателя.

Минусы или ошибки использования этого приема

1️⃣ «Степень» и смысл наблюдения
Описание того, что наблюдает писатель, всегда детализировано. Мало видеть необычное в обычном, важно понимать логику, достоверность, точность, если хотите, реализм образов.
В описании необычного есть свои «степени». Читатель заметит и удивится интересному наблюдению, поймет, скажем, сравнение упавшего кленового листа с чашкой-поилкой для птиц. А вот всякие «выкрутасы» вряд ли оценит. Скорее, пожмет плечами, если птицу сравнивают с чашкой-поилкой.
В моей копилке абсурдных и оксюморонных выражений чего только нет (орфография и пунктуация сохранены):

► «костёр догорал синим пламенем»
► «Воздух треснул»
► «Загадочный луч надежды в страшном ночном небе размером с жука»
► «Клинки скованы частью моей души и целиком хранят в себе пустоту»
► «Поляна была украшена разнообразными цветами. От роз, до ромашек. В центре поляны рос большой дуб»
► «Оглядевшись вокруг она не заметила ни тропинок, ни домов, не избушек, ни даже птиц. Все звери как будто куда-то исчезли»
► «Кимоно, словно перья небезызвестной птицы, стало осыпаться на пол»

2️⃣ Неопределенность
Такая ошибка возникает, когда писатель сам не понимает, что же он видит. Это легко определить а) по общей неопределенности описания происходящего; б) по наличию в тексте следующих слов и выражений: какой-то, странный, ни на что не похожий, похожий на что-то, напоминавший что-то, с одной стороны / с другой стороны, на чей-то взгляд, по мнению героя (персонажа), или / или, будто бы так / или так, вернее, точнее, скорее, – и тому подобных.
Из копилки перлов:

► «Какая-то металлическая хренька больно тыкнулась в руку»
► «самые удачливые откуда-то покупали шоколад»
► «В какой-то момент я очутилась на полу. Нет, точнее это было что-то грубое и жесткое. Похоже на отвесную скалу»
► «Девушка бежала по ступенькам старинного здания, чем-то напоминавшим замок»
► «Длинные, на первый взгляд, коридоры, ввели в различные углы столь древнего здания»
► «Продолжая лежать ничком, я открыла глаза и совершенно ничего не увидела. Стало страшно и попробовала снова закрыть и открыть их»
► «Это был парень от двадцати до тридцати, одет так, как будто бы он просто вышел в магазин и не вернулся»

Еще ошибка известна всем. Она антоним неопределенности.
3️⃣ «Открытие Америки» или «Капитан Очевидность»
Некоторым писателям кажется, что их наблюдения, рассуждения, утверждения уникальны, потому необычны. А читателя, увы, пробивает на «хи-хи»:

► «Как известно, если снежинка опустится на ладонь, она растает от тепла человеческого тела».
► «И тут ему пришла в голову мысль о том, что бывает пора, когда осень и весна схоже по температуре».
► «Вглядевшись, юноша увидел, что на столе большими буквами написано слово «Меню».
– Это стол-монитор, а на нём меню, – догадавшись, вслух сказал парень.
– Откуда ты знаешь? – спросила удивленно девушка.
– Догадался, – хмурясь, ответил молодой человек».
► «Привлекают также книги, дневники, газеты – в них всегда есть что-то таинственное… ну или, по крайней мере, оригинальное…»
► «Парни, держите его, - последняя реплика была однозначно обращена к «парням»
► «Всё-таки, на свете бывают интуиция и логика.»
► «Сильный поедает слабого, день сменяется ночью, зима – весною, а жизнь – смертью…»

Наконец, четвертая ошибка, к сожалению, встречается даже у известных писателей.

4️⃣ Наблюдение без наблюдения
Наблюдения без наблюдения, информация без знания, где-то слышал, приблизительно… – признаки этой ошибки. Вот уж действительно возникает необычное там, где и не планировалось. А уж если в самом начале – обидно вдвойне. Конечно, все знать и за всем наблюдать самолично – невозможно. Но у писателя есть время проверить информацию (справочники, системы поиска и т.д.), а у известных – редактор, который должен это сделать. Не проверить – значит, получить вот такие перлы:

► у М. Веллера "дружат" Рембо и Бодлер, а не Рембо и Верлен.
► У Голдинга в «Наследниках» женщина сравнивается с лошадью (неправильно выбрано слово «лошадь» для времени неандертальцев).
► У Белянина, «Опергруппа в деревне», белые медведи на Сахалине.

Выход один: искать свое, действительно оригинальное, новое, необычное в обычном.

Как я сказал выше, прием «Необычное в обычном» стал основой другого приема активного начала, который многие писатели считают суперэффективным. Так ли? Об этом поговорим далее.

Все статьи в подборке "Сюжет"
©
Алексей Ладо
Буду рад вашим отзывам.
писательство писательское мастерство как написать книгу начинающий писатель литература