Историю этого художника рассказал В. Гиляровский. Меня очень заинтересовала эта судьба. Но найти смогла очень немного.
Был в Училище живописи, в классе профессора К. А. Савицкого, ученик Дмитрий Егорович Жуков, который подавал большие надежды. Савицкий отзывался о нём: «Жемчужина школы». «И погибла эта жемчужина школы»,- пишет Гиляровский.
Что же произошло?
До поступления в училище был волостным писарем в деревне. Был он беден, платить за обучение не мог, а потому смог поступить в училище лишь вольнослушателем.
В общежитие Ляпиных, где бесплатно жили студенты университета и ученики Училища живописи и ваяния, его не приняли: Жуков произвёл неприятное впечатление на хозяев своим видом («неуклюжий, оборванный человечек, уже пожилой, некрасивый, с озлобленным выражением глаз, косматая шапка волос, не ведавших гребня»). Да и держался он озлобленно - резко. А как не быть озлобленным, если жить не на что?
Его приютил знакомый ещё по деревне кучер, который служил у какой-то барыни.
Ещё учеником Жуков получил малую поощрительную серебряную медаль за картину «Переселенцы» (по повести Д. Григоровича).
Была им написана картина «Мёртвое озеро», которая поразила всех («Вещь прекрасная, но жуткая: каменная пустыня, кровавая от лучей заката, посредине - озеро цвета застывшей крови»).
И ещё об одной картине упоминает Гиляровский - это аллегорическая картина «После потопа». За неё ему присудили первую премию в 50 рублей. Но деньги выданы не были, потому что он был вольнослушателем, а не штатным учеником.
«Дармоед»,- не раз он слышал от прислуги в доме барыни. А дальше я передаю слово Гиляровскому: «И в один злополучный день прислуга, вошедшая убирать его комнату, увидела: из камина торчали ноги, а среди пылающих дров в камине лежала обуглившаяся верхняя часть тела несчастного художника. Директор школы князь Львов выдал сто рублей на похороны Жукова, которого товарищи проводили на Даниловское кладбище. Более близкие его друзья - а их было у него очень мало - рассказывали, что после него осталась большая поэма в стихах, посвященная девушке, с которой он и знаком не был, но был в нее тайно влюблен... Рассказывали, что он очень тяготился своей невзрачной наружностью, был болезненно самолюбив. А все-таки, думается, выдай ему училище пятьдесят рублей, мы, может быть, увидели бы крупного, оригинального художника - это ждали и Савицкий, и товарищи, верившие в его талант...»
Я нашла репродукции лишь двух картин Жукова. Картина «Спор о вере» хранится в Третьяковской галерее (за неё Жуков получил от Академии звание классного художника третьей степени, а это в то время было признание мастерства).
Картина отсылает нас к временам раскола русской церкви(17 век). Мы видим, что в споре сошлись староверы (двоеперстие их выдаёт) и никонианцы. Но границы спорщики не переходят, пытаются договориться.
Другая картина – «Провалился».
Вам это ничто не напоминает?
Да, конечно, я сразу вспомнила картину Ф.Решетникова «Опять двойка», которая была написана 67 лет спустя. Только картина Жукова более трагична: больной ребёнок в постели, мать в трауре.
Таково было мировосприятие художника.