Найти тему
Издательство Libra Press

После Бога, Государя и Отечества - все прочее вздор, суета, соблазн!

Иван Никитич Скобелев
Иван Никитич Скобелев

Приказ генерал-лейтенанта Скобелева (Ивана Никитича), по вверенным ему войскам (1835)

"Слово к солдатам, следующим на службу в действующую армию"

Товарищи! В час выступления вашего из Зарайска, при дурной погоде, при дурном, хилом здоровье, мне не удалось проститься с вами и лично сказать полновесное спасибо за отличное поведение и усердную службу, чем радовали вы сердце мое, находясь под моим начальством.

Но приноравливаясь к пословице, "что лучше поздно, чем никогда", и что "для хорошего дела всегда есть время", посылаю вам благодарность мою вдогонку, с искренним желанием здоровья, чести и славы.

Настало время, что я вам завидую, ребята; но были, как говорится, "рога в торгу". Хаживали и мы в заморские земли, поглядывали и на нас заморские красавицы, завидовали и нам ленивые лежебоки; теперь, как кровь греть перестала, хочешь, не хочешь, а пришлось полежать. Но это не конец.

Не дай Бог войны; если же рок судил быть ей, хоть крови нет, закипит мозг в костях; а у старых солдат на счет немощей была, некогда поговорка: "не штука в сапогах, штука босиком". Ударит час воли Божьей, и мы, старики, как пить дадим, примкнем к рядам молодых героев и не бойсь, - не ударим себя лицом в грязь.

Вы следуете в действующую армию, под предводительство знаменитого полководца, князя Варшавского, графа Паскевича-Эриванского (Иван Федорович). Грозен супостату в мощной длани его всепоражающий булатный меч-кладенец; весело служить под командой храброго!

Где же взять терпения, чтоб просидеть покойно, в лазаретном колпаке, услыша сладкий душе воина свист свинцовых орехов; чтоб не поспешить под сень победоносных Русских орлов, если придется потягаться с врагом за веру Христову, за славу Царя, за честь Отечества и за святую нашу Русскую землю?

У нас такая натура: мы не тронем и нас не замай - на драку не лезем, от драки не прочь! откликнулись востряки. Давай их сюда; любо, не любо, просим не пенять, неравно выворотим приятелям шкуру, что и свои не узнают.

Никто не знает кому какой маршрут на небе написан, посему я не отчаиваюсь, ребята, вновь служить с вами, под знаменами, на полях чести. Авось вместе будем благодарить Господа сил за дарованные нам победы; разом гаркнем "Ура!" молодцу фельдмаршалу и из одного котла хватим по чарочке зелена вина за драгоценное здоровье батюшки Царя.

Знаю и уверен, что ни одного из вас нет способного истребить в душе своей веру Христову, изменить, обезобразить в себе святость присяги и соделаться подлым преступником, проклятия и презрения достойным, следственно не опасаюсь, чтоб вы огорчили меня и осрамили лестные надежды мои на похвальный образ мыслей ваших.

Служите верно, точно, постоянно; не переставайте исключительно в одних только добродетельных, христианских подвигах искать себе наград от Царя небесного, от Царя земного и от признательных соотечественников, умеющих достойно и праведно ценить благородные жертвы храбрых защитников родного края.

Не переставайте убеждать себя в неоспоримой истине, что после Бога, Государя и Отечества, после столь священных нам предметов, с непоколебимым спокойствием, славою и честью коих сопряжены счастье и слава нашего быта, - все прочее вздор, суета, соблазн!

Живой живое думает; гора только с горою не сходится, человек с человеком, кому продлит Бог живота и веку, так или сяк столкнется; авось увидимся; надобно только усердно молить Господа Покровителя о даровании нам сил бороть в себе пагубные страсти, направлять каждый шаг свой к пользе веры Христовой, закона Государева и собственной души, чтоб упрочить ей раздолье за гробом.