Подлинность Туринской плащаницы - в некотором смысле вопрос доказательства существования Бога.
Для верующих возможно доказательства излишни, но для атеистов или сомневающихся вопрос о том, является ли Туринская плащаница подлинным погребальным саваном Иисуса Христа или же искусной подделкой может быть небезынтересным.
Ведь если плащаница настоящая, то это является доказательством существования Бога.
Туринская плащаница - это льняное полотно с негативным изображением человеческого тела в полный рост, считающееся священным для католиков и православных. При этом ни одна из церквей не заявляет со стопроцентной уверенностью о том, что данный отпечаток тела принадлежит именно Иисусу Христу.
На данный момент плащаница хранится в Соборе Святого Иоанна Крестителя итальянского города Турин, отсюда и название - Туринская.
Я побывала в этом соборе, рядом с плащаницей, но саму её не видела - и на это есть причины, но о них позже, а пока немного о том, что интересного я узнала про эту почитаемую святыню.
Первые сведения о плащанице были зафиксированы во Франции в 1353 году, когда о владении полотном, в которое после смерти было обернуто тело Иисуса, заявил французский военачальник Жоффруа де Шарни. Что было с данной реликвией до этого момента совершенно неизвестно, поэтому ее подлинность долгие годы вызывала сомнения. Только в 20 веке учёные провели ряд экспериментов, которые позволили вести дискуссию опираясь на научные методы исследования.
Вопрос о подлинности не решён окончательно и по сей день. Интересно, что учёными из Европы, США, России были проведены многочисленные исследования, призванные установить, является ли чтимая множеством людей реликвия настоящей. Результаты исследований противоречивы и к однозначным выводам научные умы не пришли, опровергая выводы друг друга и выдвигая собственные объяснения и версии.
Приведу несколько примеров из запомнившихся мне фактов.
Учёные из США, Великобритании и Швейцарии при помощи радиоуглеродного анализа установили, что плащаница относится к периоду Средневековья. Причём к этому выводу пришли три группы учёных, проводивших эксперименты с кусочками ткани независимо друг от друга. После данного заявления католическая церковь озвучила версию, что на анализ к учёным попали элементы плащаницы, которые были использованы для реставрации полотна в период Средневековья и отсюда полученный результат. Наши соотечественники опровергли результаты экспериментов с научной точки зрения, указав на то, что американские коллеги не учли важных факторов, таких как пожар, в котором побывала плащаница еще в Средневековье (информация о пожаре подтверждена документально). Из-за воздействия высоких температур льняная ткань как-бы "омолаживается" с точки зрения наличия в ней элементов, важных для определения возраста объекта исследования.
Ещё в пользу того, что плащаница является подделкой говорит способ плетения нитей ткани, данный способ "ёлочкой" был распространен в Средние века в Европе, но не во времена Иисуса в Иудее. С другой стороны версия опровергается тем, что ткань могла быть завезена из другой страны, где применялся такой способ ткачества.
Интересный момент связан с положением рук образа на плащанице.
Судя по изображению руки находятся в области ниже пояса, в то время, как исторические свидетельства утверждают, что покойников в те времена в данном регионе погребали с руками сложенными на груди. Положение рук связывают с тем, что изображение на плащанице было сделано в угоду именно средневековым нормам нравственности (руки прикрывают детородные органы).
Но следующая подробность относительно положения пальцев, напротив, свидетельствует о том, что плащаница появилась ранее Средневековья.
На полотне просматриваются изображения только четырёх пальцев рук (больших пальцев не видно). Учёные объяснили данный факт тем, что большие пальцы при казни путем распятия на кресте рефлекторно загибаются внутрь, когда в запястья входит остриё. И тут важно то, что при такой казни пронзалось запястье, а не ладонь (как мы привыкли видеть на изображениях распятого Господа), потому что это не верно с точки зрения физиологии - тело так не удержится под своим собственным весом.
Но знания таких подробностей были утрачены в Средневековье, ведь тогда распятие как способ казни уже не применялось. И данный факт свидетельствует в пользу подлинности плащаницы.
К вопросу о распятии и последних часах жизни Иисуса Христа. Туринскую плащаницу ещё называют Пятым Евангелием, где "описаны" Страсти Христовы - мучения, которым он был подвергнут. То есть на плащанице отобразились раны, которые были на теле завернутого в ткань человека. Этот аспект тоже подробно исследуется.
Различных нюансов, которые являются предметом споров ученых, множество.
Помимо прочего нет убедительных доказательств того, что на плащанице отобразился посмертный образ именно Иисуса Христа, а не какого-то иного человека, жившего в то время.
О Туринской плащанице уже было написано около 500 книг и ещё больше статей, а вопрос о подлинности однозначно не решен.
В любом случае, интересно побывать на месте, где хранится эта святыня. А вот увидеть плащаницу не так просто. Её показывают публике только раз в несколько лет. Ткань хранится в специальном "саркофаге" без доступа света и воздуха, потому что внешняя среда крайне негативно влияет на сохранность изображения.
Но побывать около плащаницы тоже любопытно. Меня, например, удивили 3 момента, которые я наблюдала:
1) Несмотря на то, что это почитаемая миллионами христиан и всемирно известная святыня, никакого ажиотажа рядом нет. Вход в собор свободный, а в зоне, где находится плащаница тоже всё спокойно и никакой толпы паломников не наблюдается.
Для сравнения перед входом в Миланский собор нужно пройти досмотр охраны и желающих его посетить очень много. А ведь в Дуомо в Милане хранится один Священный гвоздь, которым был распят Иисус Христос и я не слышала, чтобы кто-то был сильно озабочен вопросом проверки его подлинности.
2) В зоне, где хранится плащаница, размещены таблички с текстами молитв специально по случаю. Там всего около 6 табличек на разных языках, то есть совсем немного. И среди них была табличка на русском.
3) В храме проходил какой-то импровизированный концерт. Исполнитель пел под гитару, прихожане подпевали и около певца людей было гораздо больше, чем возле плащаницы.
Какое же мнение у меня осталось относительно вопроса о подлинности Туринской плащаницы?
В данном вопросе хочу выразить солидарность с позицией церкви. Плащаница является важной святыней для верующих, символом, через который им легче соединиться с Богом (подобно иконе). А для атеистически настроенных граждан - это повод поинтересоваться историей.
По моему мнению, на данном этапе развития науки мы подлинности плащаницы не можем ни установить, ни опровергнуть.
Последний пожар, из которого едва успели вынести плащаницу, случился в 1997 году.
И он не первый в истории полотна. А что ещё в плане экстремальных воздействий происходило с плащаницей на протяжении её долгой истории и как это повлияло на возможности дальнейшего изучения полотна? Кажется, на данный момент плащаница ставит перед учёными неразрешимые вопросы.
Остаётся надеяться на дальнейший научно-технический прогресс, который откроет нам все тайны Туринской плащаницы в будущем.
А пока продолжаем жить без доказательства существования Бога.