Директор попросил наш отдел перейти работать на завод. Так как начались перемещения в НИИЖБ, мы согласились. Меня уговорили стать начальником ОТК.
Через некоторое время к заводу предъявили претензию строители, что наши стеновые панели плохого качества и их нужно заменить. Так как это было до меня, поехал решать главный инженер. Приезжает, докладывает. Более 200 6 метровых стеновых панелей требуют заменить. „Почему?“ "Да там все углы разбиты". Шум поднят в министерстве, требуют немедленно поставить новые, а то возбудят уголовное дело. Я удивился. Если углы они отбили, то мы причем. „А вот ты езжай и доказывай, раз такой умный. Там свора с министерства, институтов, заказчика, города ходят и никто меня не слушает. Объект на контроле у государства, срываются сроки и я вынужден был договариваться с бригадиром за отдельную плату, чтобы они согласились монтировать часть плит, где не сильно отбиты углы.“
Директор спрашивает, что будем делать. Если передадут дело в суд, нам всем мало не покажется.
Я сказал, что нужно все же отбиваться, ведь ясно, что это не вина завода. Пусть заказывают новые плиты и мы их будем поставлять. Гл. Инженер кричит, что ты себя и все руководство в тюрьму тянешь. Директор решил, чтобы я поехал. Приезжаю я и фотографа взял с собой. Стройка за колючим забором, проходить только по пропускам. Я говорю, что мне нужно выяснить, что с панелями, чтобы в дальнейшем не было неприятностей. Провели строители нас. Там кошмар. Панели разгружали с платформ, потом без спец. транспорта перевозили на один склад, потом на другой. Панели уложены как попало. Мы все засняли. Нам отказались подписывать заключение, не отметили командировки и на вокзал добирались сами. Я им сказал, чтобы заказывали новые панели, а то я передам эти снимки всюду, в том числе и в суд, куда они хотели обращаться. К заводу они больше претензий не предъявляли, заказали новые панели.
Были вообще смешные случаи. В один из понедельников, когда руководство всех заводов еженедельно ездило отчитываться в объединение, потребовали, чтобы привезли нач. ОТК, т.е. меня. Гл. Инженер объединения поднимает меня и просит рассказать всем присутствующим как завод мог поставить 12 м. Балки без арматуры, а ОТК их принять , и я подписал паспорт, что балки соответствуют проекту. Я ему говорю, что это чушь. Каждая балка начинает формоваться только после проверки контролером. Как он мог поверить такой болтовне. Строители не разобрались как стропить балки. Он раскричался, что я опозорил все объединение, чтобы завтра был на объекте. Приезжаю, встречает меня прораб, смеется. Я спрашиваю: „Видел ли ты чертежи, как нужно стропить“ Он удивился. Показываю ему, что арматура ставится в рабочей зоне. И есть специальные места для строповки, которые специально армируются, а они поломали хорошие балки. Он только затылок почесал. Говорит, что первый раз монтирует эти балки.
Следующая претензия к заводу пришла из Западной Украины. Опять плохие керамзитобетонные панели. Приезжаю. Старая песня. При разгрузке с вагонов применялся кран с малой стрелой, стропы тоже не годные для стеновых панелей, плиты уложены как попало. Все углы разбиты… Показываю строителям, пишу заключение, что они сами не соблюдали технологию и разбили панели. Через неделю приезжает их представитель на завод и говорит, что, если я не соглашусь признать, что завод поставил некачественные панели , он будет на меня жаловаться. Я удивился. На что жаловаться? Он ушел. Через пару дней на завод приходит письмо, что меня и начальника формовочного цеха вызывают на заседание народного контроля. Директор выяснил, что приезжавший представитель написал всюду жалобы на меня и на завод, что мы изготавливаем некачественные керамзитобетонные панели. Приходим мы на заседание. Директор предупредил, председатель н. Контроля дурак. Только в присутствии первого секретаря райкома партии можно ждать нормального разбора дела.
Большой зал, отдельно сидят 11 или 12 народных заседателей. Остальные ждут их суда. Людей много. Начали отчитывать одного. Председатель не дает и слова сказать-лишить месячного оклада. Следующий. То же. Следующий. Тут заходит первый секретарь райкома партии. Извиняется за опоздание. Начинается нормальное рассмотрение. Выслушали обвинение, обвиняемого. Обвинение не обосновано. Дальше. Доходит наша очередь. Читает кляузу на нас и… вызывают первого секретаря к телефону. Председатель прерывает чтение и говорит, что тут и так все ясно. Завод выпустил брак, ОТК не контролирует. Предлагаю оштрафовать нач ОТК и нач формовочного цеха лишением месячного оклада. Я пытаюсь что-то сказать. Он в крик: „Мало одного оклада? Можем и больше лишить. Вы работу налаживайте, чтобы из-за вас не страдали строители“ и так далее. Раз поступила жалоба мы должны принимать меры. Секретарь уехал. Мы ушли, думая как сводить концы с концами без зарплаты и не понимая, как такого дурака выбрали в председатели, чтобы судить людей.
Был случай явной безответственности и неграмотности производителя работ. Вызывают меня на комиссию- обрушилась наша 12 м. Плита покрытия и погиб человек. В колхозе строили большой склад. Приезжаю на место. Члены комиссии из Киева, администрации Харькова, ХИСИ… Мне предъявляют претензии, что наши балки не выдержали и плита обрушилась. Смотрю на балку. Спрашиваю откуда они взяли эти балки. Нашли на складе УПТК в Первомайске. Мы такие балки не изготавливали. Арматура в балках расположена не в рабочей зоне. Показываю прорабу и представителю ХИСИ, который уже подготовил заключение о некачественных изделиях ЗЖБК2. Спрашиваю как прораб мог монтировать незнакомые балки без маркировки, штампа ОТК завода, паспортов. Его убедили в УПТК, что балки годятся...