Когда я переехала в Санкт-Петербург, мне было интересно все, я ходила по улицам и рассматривала эти старинные здания, я придумывала о том, кто бы мог жить в таких домах, для кого они строились. Как передвигались люди по центру, по улочкам, по мостовым. И я всегда представляла себя, смогла бы ли я жить в старинном Петербурге и кем бы я была в 18 веке?
Несколько лет назад я прочла книгу об архитектуре Санкт-Петербурга и мне запала статья про Аничков мост. Именно о нем пойдет речь в моей новой статье.
Невская Першпектива (ныне Невский проспект) - главная магистраль Санкт-Петербурга была проложена в 1710-х годах. Она соединила Адмиралтейство (промышленный центр новой столицы) и Свято-Троицкую Александро-Невскую лавру — монастырь, заложенный в те же годы Петром I.
Первый мост через Фонтанку по оси Невской Першпективы был сооружен по указу Петра I от 1715 года. Император повелел «за Большою Невой на Фонтанной реке по перспективе сделать мост». В мае 1716 года был построен деревянный балочный многопролётный мост на свайных опорах, пересекавший как саму реку, так и заболоченную пойму Фонтанки с островами и заводями.
Длина моста составляла около 170 метров, ширина — около 6,5 метров. Для проводки по Фонтанке мачтовых судов подъёмные щиты снимали, а затем возвращали на место вручную.
Казна выделила на строительство моста 50 рублей. Переправа сооружалась силами инженерного батальона под командованием инженера-подполковника Михаила Аничкова, чей полк базировался неподалеку, в старой финской деревне, прозванной с тех пор «Аничковой слободой». По имени своего строителя получил название и Аничков мост (ударение на второй слог).
В этом месте по реке Фонтанке в 18 веке проходила граница города. На Аничковом мосту стоял шлагбаум, а рядом, на левом берегу Фонтанки, в 1726 году построили Караульный дом. Здесь находилась «рогатка» — застава, где у въезжающих в Санкт-Петербург проверяли документы и брали плату за въезд, в качестве которой могли быть как деньги, так и камни, необходимые городу для мощения улиц.
В 1730 году рядом с Аничковым мостом, в честь вступления на престол императрицы Анны Иоанновны, была установлена триумфальная арка. В 1741 году арку отреставрировали для встречи новой императрицы – Елизаветы Петровны, а в 1751 году — разобрали.
Но деревянный мост не мог служить долго и уже в 1719г. переправе потребовался срочный ремонт.
В 1721 году мост расширили и мост стал разводным. Он разводился вручную с помощью деревянного рычажного устройства.
В 1723 году деревянные перила Аничкова моста покрасили в красный цвет.
В 1749 году архитектор Семен Волков построил в этом месте новый, более широкий, деревянный мост по типовому проекту того времени. Пролеты моста обшили деревом и отделали под гранитный руст. Опоры сделали свайные. При въезде установили фонари на высоких деревянных столбах.
В 1780-х годах Фонтанку начали одевать в гранит. А новый Аничков мост был сооружен в 1785 году. Он представлял собой трехпролетное каменное сооружение с деревянным двукрылым разводным пролетом в центре и каменными арками по бокам. Опоры моста — каменные, облицованы гранитом. На опорах снизу расположены треугольные гранитные ледорезы, а сверху — четыре гранитные башни, где размещались подъемные механизмы. Мост разводился вручную с помощью цепей.
В 1839 году узкая проезжая часть Аничкова моста уже стала плохо справляться с возросшим движением по Невскому проспекту, и было принято решение о реконструкции. Проект разработали инженеры И.Ф. Буттац и А.Х. Редер.
Мост перестал быть разводным и сделался трехпролетным, равным по ширине Невскому проспекту.
На въездах с четырех сторон были воздвигнуты гранитные постаменты, на которых стоят знаменитые скульптурные группы «Укрощение коня» работы скульптора П.К. Клодта.
Об этих постаментах хочется написать подробнее.
Еще в 1832 году Университетскую набережную, напротив Академии Художеств, было решено украсить в греческом стиле двумя скульптурными группами бронзовых коней с их укротителями – братьями-близнецами Диоскурами, героями древнегреческой мифологии.
Выполнить этот заказ поручили скульптору из Санкт-Петербурга Петру Клодту, который и приступил к работе.
Однако спустя некоторое время планы поменялись – и на набережной вместо коней легли древние изваяния двух сфинксов XIII века, доставленных из столицы Египта.
В это же время над ансамблем Дворцовой площади работал знаменитый скульптор Карл Росси. И он решил украсить пристань между Зимним Дворцом и Адмиралтейством львами и конями Клодта. Но Николай I такую идею не одобрил, на пристани разместили сторожевых львов с шарами и вазы. Клодт стал самостоятельно подыскивать место для их установки, и выбрал Аничков мост. Там их и установили в 1841 году, на одной стороне моста, западной. А на другом берегу временно поставили их копии из гипса, покрашенные под бронзу.
За год Клодт изготовил еще две скульптуры, но до моста они так и не дошли. В качестве подарка от Николая I прусскому королю кони отправились в Берлин, где и были установлены. Потратив еще год, Клодт отлил новые копии бронзовых коней, их установили, но через три года, сняв с постаментов, отправили в Неаполь. Пока копии раздаривались в качестве царских подарков, у скульптора родилась новая идея. Он решил не делать больше копии, а создать две совершенно новые композиции, объединенные с уже установленными единым замыслом.
В 1851 году мост, украшенный конными группами, предстал во всей красе.
Все композиции объединены в единую последовательность, отражающую этапы покорения необъезженного коня человеком, и символизирующую борьбу человека с грозными силами природы и торжество над ними. По замыслу Клодта, фигуры на мосту расположены так, что рассмотреть их все одновременно с какой-либо точки невозможно, а рассматривать их следует, постепенно переходя от одной к другой. Но в зависимости от начальной точки, сюжет будет выглядеть по-разному.
Например, первый вариант смысла композиции: юноша в ожидании противоборства в напряжении сдерживает вставшего на дыбы коня. Конь стоит на дыбах, пытаясь вырваться, юноша его удерживает. Конь сбросил попону и почти вырвался. Юноша повержен, но коня удерживает, натягивая узду. Приподнявшись и опираясь на колено, юноша подчиняет себе дикого коня.
Или второй смысл: начало поединка… Юноша пытается схватить коня, вставшего на дыбы.
Коню почти удалось вырваться, но юноша удерживает его из последних сил.
Юноша уже уверенно сдерживает коня, а тот ему постепенно покоряется.
Победивший юноша уверенно ведет под уздцы подчинившегося коня.
В композиции есть одна интересная деталь: на копытах обоих коней, обращенных в сторону Адмиралтейства, имеются подковы, а два коня на другой стороне – не подкованы.
Это можно трактовать так: в начале борьбы дикие кони должны быть неподкованными, и лишь после того, как человек их приручил, коней можно было подковать. Тогда смысл будет немного иным:
Припавший на одно колено юноша, останавливает дикого, еще не подкованного, коня.
Конь сбросил юношу и почти вырвался от него. Конь, еще пытаясь сопротивляться, начинает подчиняться воле человека. Конь подкован. Укротитель и взнузданный и подкованный конь уверенно шагают рядом.
Есть еще один интересный вариант этого сюжета: человек лежит на земле. Вот он встал на колено. Вот он уже встал на ноги. И вот он уже идет во весь рост, взяв коня под уздцы. Но разве может лежащий на земле кого-то укротить? Человек может с помощью коня подняться с земли, и тогда, получается, что вся эта композиция не Укрощение коня, а Возвышение человека, устремление его ввысь, благодаря коню. И убеждает в этом последняя группа, где рядом идут два самых великолепных существа на земле, одинаково красивых сильных и грациозных. Сам Клодт назвал свои изваяния Конь с водничим, именно Конь стоит у него на первом месте.
Сам мост украшен узорами, которые повторяют рисунок перил Дворцового моста в Берлине, построенного в 1824 году немецким архитектором Карлом Шинкелем. Массивные звенья с русалками, дельфинами и морскими коньками-гиппокампами чередуются между собой.
Эксплуатация нового моста выявила серьёзные конструктивные недостатки, которые уже в 1843 году привели к деформациям в сводах: жёсткая гранитная облицовка была недостаточно прочно связана с легкосжимаемой кирпичной кладкой. При отсутствии качественной гидроизоляции в щели в местах соприкосновения разнородных материалов попадала вода, разрушавшая своды.
В связи с прокладкой трамвайной линии по Невскому проспекту возник риск, что своды моста не выдержат нагрузки. В 1907–1908 годах Аничков мост был реконструирован по проекту С.П. Бобровского и Н.Г. Кривошеина под руководством архитектора П.В. Щусева. Замена сводов потребовала и замены опор, поэтому мост был полностью разобран.
Перестройка производилась секциями, при этом швы между ними оставались незаполненными. После реконструкции быки и устои остались прежними, кирпичные своды были выложены из кирпича, выдержавшего 15-кратное замораживание, и облицованы розовым гранитом. Все конструкции моста заизолированы рольным свинцом.
В годы войны и блокады Ленинграда знаменитые скульптурные группы П.К. Клодта были сняты с пьедесталов и закопаны в саду Дворца пионеров (Аничкова дворца). 9 июня 1945 года «Укротители коней» вернулись на свои места.
В ночь на 6 ноября 1942 года фугасная бомба весом 250 кг попала в Аничков мост. Взрывом сбросило в Фонтанку чугунные тумбы и более 30 метров перил, повреждения получили гранитные парапеты. Решетка была восстановлена еще во время войны, а след от осколков немецкого артиллерийского снаряда на граните постамента было решено сохранить как память об обороне Ленинграда.
При этом сама конструкция Аничкова моста не пострадала, и он долго и бесперебойно функционировал без капремонта.
В середине 1990-х годов была выполнена замена чугунных перильных ограждений: их сняли с моста и отлили заново.
В 2000 году были отреставрированы скульптурные группы П.К. Клодта.
Интересный факт из моей жизни. Помню, пригласил меня мужчина на свидание в центре Санкт-Петербурга. Прогуливались мимо Аничкова моста. Я у него спросила, кто автор фигур на мосту? Он не смог ответить, начал гуглить, я сказала, что Клодт. Он, конечно, очень смутился. Просто мне было странно, что коренной петербуржец не знает архитектуры родного города. А он мне сказал, что они, местные, воспринимают весь облик города как нечто собой разумеющееся и не вникают ни в красоту зданий, ни в историю их создания.
#петербургдлявсех
#архитектрупетербурга
#аничковмост
#мостыпетербурга