Найти тему

Пасхальные яйца Фаберже. Пять моих фаворитов из России и Великобритании

Когда еще, как не в канун Пасхи поговорить на одну из самых популярных ювелирных тем – пасхальные яйца Фаберже. Я уже рассказывала, как яйца Фаберже возникли и что за изделия послужили прототипами для самого первого яйца «Курочки». Сегодня же я хочу рассказать о пяти моих любимых пасхальных яйцах, которые находятся в коллекциях Музеев Московского Кремля в Москве, Музея Фаберже в Санкт-Петербурге и Королевской коллекции Великобритании.

Начнем по порядку. Самым ранним из пяти яиц является одно из самых известных и прославленных творений фирмы Фаберже – пасхальное яйцо «Коронационное», созданное в 1897 году. Яйцо, как следует из его названия, посвящено коронации императорской четы, состоявшейся годом ранее, в мае 1896 года.

Пасхальное яйцо "Коронационное". 1897. Музей Фаберже, Санкт-Петербург
Пасхальное яйцо "Коронационное". 1897. Музей Фаберже, Санкт-Петербург

За несколько дней до коронации состоялся торжественный въезд в Москву – длинная парадная процессия, в ходе которой была задействована старинная императорская карета, созданная в 1793 году придворным мастером Иоганном Букендалем для Екатерины II.

На этом чудесном экипаже по улицам древней столицы ехала будущая императрица Александра Федоровна. И вот год спустя Николай II решил заказать для своей супруги яйцо, сюрпризом которого стала миниатюрная копия этой кареты. Автором уникальной и мастерским исполненной модели был молодой ювелир-виртуоз Георг Штейн (в то время ему было всего двадцать три года).

Сюрприз пасхального яйца "Коронационное". 1897. Музей Фаберже, Санкт-Петербург
Сюрприз пасхального яйца "Коронационное". 1897. Музей Фаберже, Санкт-Петербург

Штейн не просто во всех деталях повторил коронационную карету, но сделал ее подвижной – карета может катиться и поворачиваться, пружиня на рессорах, ее дверцы открываются, выбрасываются подножки. Все, как в самой настоящей карете! Внутреннюю бархатную обивку кареты ювелир имитировал с помощью алой эмали, а стекла сделаны из горного хрусталя и на них выгравированы шторки. Потолок ювелирной кареты расписан виноградной лозой и в него вмонтирован маленький крюк, на котором висела подвеска в виде яйца, изготовленная из изумруда и украшенная бриллиантами. Этот последний сюрприз ныне утрачен.

Венчают модель миниатюрная бриллиантовая корона и четыре двуглавых орла по углам. Задняя часть кареты украшена отлитыми из золота фигурками путти с гирляндами цветов. А на колесах, как и у реальной кареты, можно увидеть «железные обручи», только в данном случае исполненные из платины. Штейн трудился над созданием этого шедевра пятнадцать месяцев, работая по шестнадцать часов в сутки. Мастер очень много времени провел в императорском музее экипажей, стараясь как можно более точно воспроизвести детали кареты в миниатюре.

Пасхальное яйцо "Коронационное". 1897. Музей Фаберже, Санкт-Петербург
Пасхальное яйцо "Коронационное". 1897. Музей Фаберже, Санкт-Петербург

Само яйцо состоит из двух половинок и внутри полностью отделано бархатом. Внешняя сторона покрыта прозрачной желтой эмалью по гильошированному фону резных лучей, поверх нее смонтирована золотая сетка из эмалевых орлов, соединенных между собой лиственными ветвями. Дизайн яйца, как считают специалисты, был вдохновлен коронационными мантиями императорской четы, сшитыми из золотой парчи, подбитыми мехом горностая и украшенными черными двуглавыми орлами.

Верхняя и нижняя части яйца декорированы двумя крупными плоскими алмазами, под которыми можно увидеть инициалы императрицы Александры Федоровны и дату создания произведения – «1897».

Пасхальное яйцо "Коронационное". 1897. Музей Фаберже, Санкт-Петербург
Пасхальное яйцо "Коронационное". 1897. Музей Фаберже, Санкт-Петербург

После революции 1917 года «Коронационное» яйцо было вывезено из Аничкова дворца и сначала отдано на хранение в Оружейную палату, а в 1927 году продано конторой «Антиквариат» за границу. Яйцо несколько раз меняло своих владельцев, пока в 2004 году его, а также еще восемь яиц Фаберже, не купил Виктор Вексельберг, основатель санкт-петербургского Музея Фаберже, где «Коронационное» яйцо экспонируется сегодня.

Стремясь к тому, чтобы каждое новое яйцо было уникальным, Александр III и Николай II нередко обращались к актуальным событиям того года, к Пасхе которого изготавлялось яйцо. Так, в 1900 году Николай II решил отметить новым пасхальным яйцом важнейшее событие – строительство Сибирской железной дороги, которое в 1900 году было почти завершено.

Пасхальное яйцо с моделью сибирского поезда. 1900. Музеи Московского Кремля
Пасхальное яйцо с моделью сибирского поезда. 1900. Музеи Московского Кремля

Сюрпризом пасхального яйца с моделью сибирского поезда стал уникальный миниатюрный поезд, отлитый из золота и платины и украшенный рубиновым фонарем и бриллиантовыми фарами. Уникальность этого поезда в том, что он был заводным – идущий в комплекте ключик приводил в движение этот механический сюрприз. Сюрпризы всегда были важнейшей частью пасхальных яиц и порой, как в случае с этим подарком, им уделялось даже больше внимания, чем самому яйцу.

Сюрприз пасхального яйца с моделью сибирского поезда. 1900. Музеи Московского Кремля
Сюрприз пасхального яйца с моделью сибирского поезда. 1900. Музеи Московского Кремля

Этот маленький поезд можно смело назвать вершиной ювелирного мастерства гениев фирмы Фаберже – размер механизма не более двух сантиметров и, тем не менее, он с легкостью приводил в движение локомотив и идущие за ним пять вагончиков. На каждом вагончике выгравированы крошечные надписи, прочитать которые можно только под лупой. Надпись на первом вагоне гласит «Прямое Сибирское сообщение», на втором – «Для дам», на третьем – «Для курящих», на четвертом – «Для некурящих». Кроме того, на каждом вагончике указано количество мест (18 и 24) и класс (1-й и 2-й). Последним вагоном в составе является вагон-церковь, образцом для которого послужил настоящий вагон, построенный в 1896 году и освященный в честь Св. Ольги.

Пасхальное яйцо с моделью сибирского поезда. 1900. Музеи Московского Кремля
Пасхальное яйцо с моделью сибирского поезда. 1900. Музеи Московского Кремля

Чтобы поместиться в яйцо, поезд складывался втрое. Все внутреннее пространство для сохранности ценного сюрприза, как и в предыдущем экземпляре, отделано бархатом. Само же яйцо украшено широким серебряным поясом с выгравированной на нем картой Российской империи, на которую нанесена транссибирская магистраль. Законченные участки отмечены линиями, а незаконченные – пунктиром. В центре на лицевой стороне надпись под императорской короной «Великий Сибирский железный путь к 1900 году». Верхняя и нижняя части яйца украшены полихромной эмалью в русском стиле, венчает изделие трехсторонняя фигурка двуглавого орла, а основанием служат три шагающих грифона, держащих в лапах мечи и щиты с гербами (родовой герб Романовых).

Пасхальное яйцо с моделью сибирского поезда. 1900. Музеи Московского Кремля
Пасхальное яйцо с моделью сибирского поезда. 1900. Музеи Московского Кремля

В том же 1900 году яйцо отправилось на Всемирную выставку в Париже и стало там одним из многих символов грандиозного железнодорожного предприятия последних русских царей. Карл Фаберже тогда получил Гран-при и орден Почётного легиона, а также звание «Мастера Парижской Гильдии Ювелиров». Помимо него, гран-при удостоились Комитет Сибирской железной дороги и Министерство путей сообщения за выдающийся проект строительства Транссибирской магистрали и работу по исследованию Сибири и Дальнего Востока.

После революции 1917 года пасхальное яйцо с моделью сибирского поезда было передано в Оружейную палату, где находится по сей день.

Рубеж XIX – XX веков был временем наивысшего расцвета стиля модерн и в эти годы Фаберже создали свои самые роскошные цветочные пасхальные яйца, одним из которых является яйцо «Клевер», изготовленное в 1902 году по заказу Николая II в подарок Александре Федоровне.

Пасхальное яйцо "Клевер". 1902. Музеи Московского Кремля
Пасхальное яйцо "Клевер". 1902. Музеи Московского Кремля

Это нежнейшее яйцо, больше похожее на кружево, словно соткано из драгоценных стебельков клевера, листья которого сплошь покрывают поверхность. Ажурная основа выполнена из золота, одна часть листочков выложена алмазами огранки «роза», другая – заполнена прозрачной витражной эмалью зеленого цвета, что придает яйцу свечения и невесомости. Между мерцающими листиками клевера вьется тонка красная ленточка, выложенная рубинами и служащая дополнительным декоративным акцентом. Яйцо установлено на тончайшую золотую подставку с плавно изогнутыми стебельками клевера в стиле модерн.

Пасхальное яйцо "Клевер". 1902. Музеи Московского Кремля
Пасхальное яйцо "Клевер". 1902. Музеи Московского Кремля

Сюрприз яйца на данный момент утрачен, однако специалисты выяснили, что внутри некогда находился большой четырехлистный клевер, пластинки которого были выложены двадцатью тремя большими бриллиантами и алмазами огранки «роза», а также украшены четырьмя портретными миниатюрами (вероятно, детей императорской четы). Нетрудно догадаться почему яйцо имело именно такой сюрприз – с давних времен четырехлистный клевер, встречающийся в природе очень редко, считался символом удачи. По легенде каждая из пластинок листа представляет что-то конкретное: первая – надежду, вторая – веру, третья – любовь, четвертая – удачу. Таким образом это яйцо, подаренное императором любимой супруге служило романтическим напоминаем о том, что его дорогая Аликс и четверо их чудных дочерей являются его четырехлистным клевером, принесшим Николаю семейное счастье и любовь.

Пасхальное яйцо "Клевер". 1902. Музеи Московского Кремля
Пасхальное яйцо "Клевер". 1902. Музеи Московского Кремля

Яйцо «Клевер» стало последним произведением выдающегося ювелира фирмы Фаберже, Михаил Перхина. После его смерти в 1903 году, мастерскую возглавил его ближайший помощник и еще один блистательный мастер ювелирного дома Фаберже Генрик Вигстрем. Яйцо «Клевер» сегодня входит в коллекцию Музеев Московского Кремля.

В 1913 году вся Российская империя праздновала грандиозное событие – 300-летие царствования Романовых. И, конечно, столь важную дату никак не могли упустить из виду при создании очередного пасхального яйца. А учитывая, что событие было чрезвычайно значимым, яйцо «Трехсотлетие дома Романовых» должно было быть особенно торжественным, и Фаберже удалось создать истинный ювелирный шедевр, изобилующий государственной символикой.

Пасхальное яйцо "Трехсотлетие дома Романовых". 1913. Музеи Московского Кремля
Пасхальное яйцо "Трехсотлетие дома Романовых". 1913. Музеи Московского Кремля

Внешняя отделка яйца впечатляет тонкостью и чистотой исполнения. Его «скорлупа» выполнена из золота и покрыта рельефными изображениями государственных символов – двуглавых орлов, царских венцов и корон. Пространство между рельефами заполнено белой эмалью по гильошированному фону, благодаря чему создается эффект ажурной сетки. Однако, главным украшением яйца являются миниатюрные тондо с портретами царствовавших правителей династии Романовых.

Портреты, помещенные под пластинами из горного хрусталя, написаны акварелью по кости. Иконографическими источниками послужили различные парадные портреты императоров и императриц, написанные мастерами прошлых столетий. Автором этих миниатюр был известный петербургский художник-миниатюрист Василий Зуев, сотрудничавший с фирмой Фаберже. Поражает насколько точно он выписал образы правителей, самые мельчайшие детали, аксессуары и элементы костюмов. Воистину выдающийся мастер!

Рамочки миниатюр украшены мелкими алмазами. Большинство портретов размещены в хронологическом порядке, но один раз Фаберже сделал символическое отступление – портрет Николая II он поместил между портретами его отца Александра III и его великого предка Петра I.

Пасхальное яйцо "Трехсотлетие дома Романовых". 1913. Музеи Московского Кремля
Пасхальное яйцо "Трехсотлетие дома Романовых". 1913. Музеи Московского Кремля

Подставкой яйца стал отлитый из серебра и позолоченный гербовый орел со скипетром и державой в лапах. Основанием изделия Фаберже сделал миниатюрную копию Государственного щита – царской регалии, хранящейся в Музеях Московского Кремля. Оригинальный щит был создан в последней четверти XVII века из дерева, обтянут красным бархатом и декорирован накладками из нефрита и горного хрусталя, инкрустированными драгоценными камнями и эмалями. Его миниатюрную копию ювелиры фирмы Фаберже изготовили из пурпурина – редкого непрозрачного стекла ярко-красного цвета.

Верх и низ яйца украшают плоские алмазы, под которыми чернью по серебряной фольге начертаны даты – «1613» и «1913» и вензель императрицы Александры Федоровны.

Сюрприз пасхального яйца "Трехсотлетие дома Романовых". 1913. Музеи Московского Кремля
Сюрприз пасхального яйца "Трехсотлетие дома Романовых". 1913. Музеи Московского Кремля

Очень интересен сюрприз этого яйца, представляющий собой вращающийся земной шар. Он выполнен из вороненой стали, синий цвет которой является морями и океанами, материки же изготовлены из золота разных цветов. Этот глобус необычен тем, что на нем нет Южного полушария. Фаберже дважды повторил Северное и показал на них территорию России в границах 1613 года и в границах 1913 года.

Как и прежние экземпляры, пасхальное яйцо «Трехсотлетие дома Романовых» находится в коллекции Музеев Московского Кремля.

И последним проиведением, о котором я расскажу в этой статье, будет изящное и напоминающее дамскую вышивку «Мозаичное» яйцо, созданное в 1914 году. Это необычное яйцо было выполнено в мастерской Альберта Холмстрема, но идея его создания принадлежала выдающейся женщине-дизайнеру фирмы Фаберже Альме Пиль. Альма тоже происходила из семьи потомственных финский ювелиров Холмстремов (Альберт был ее родным дядей) и была очень талантлива – в 21 год она стала помощником проектировщика в фирме Фаберже, а «Мозаичное» яйцо создала в возрасте 26 лет.

Пасхальное яйцо "Мозаичное". 1914. Королевская коллекция Великобритании
Пасхальное яйцо "Мозаичное". 1914. Королевская коллекция Великобритании

«Мозаичное» яйцо является одним из самых технически сложных пасхальных яиц Фаберже и самым дорогим за всю историю – его стоимость составила 28 300 рублей. Кроме того, оно стало последним по-настоящему роскошным пасхальным яйцом. С началом Первой Мировой войны яйца хотя и продолжили изготавливать, но они стали гораздо проще.

«Мозаичное» яйцо состоит из нескольких поясов, внутри которых вмонтирована мелкая платиновая сеточка, инкрустированная алмазами, рубинами, сапфирами, изумрудами, топазами, зеленым гранатом, кварцем и т.д. Пояса разграничены жемчужными полосками. В верхней и нижней частях также можно увидеть пояса со стилизованными волнами, сплошь покрытыми бриллиантами. В центре в самом широком поясе пять овальных медальонов с жемчужными рамочками. Мозаичные узоры внутри них отдаленно напоминают цветы. Подобная техника исполнения яйца очень похожа на вышивку petit-point (разновидность миниатюрного гобеленового шва).

Пасхальное яйцо "Мозаичное". 1914. Королевская коллекция Великобритании
Пасхальное яйцо "Мозаичное". 1914. Королевская коллекция Великобритании

На вершине яйца установлен плоский лунный камень, под которым начертана дата и инициалы императрицы.

Сюрпризом яйца является овальный медальон из слоновой кости, покрытой розовой эмалью, в изысканной рамке из эмалевых листиков и жемчужных бутонов и на изящной ножке. Венчает сюрприз миниатюрная бриллиантовая корона. В медальоне мастер изобразил профили всех пятерых детей Николая II и Александры Федоровны – Ольги, Татьяны, Марии, Анастасии и Алексея.

Сюрприз пасхального яйца "Мозаичное". 1914. Королевская коллекция Великобритании
Сюрприз пасхального яйца "Мозаичное". 1914. Королевская коллекция Великобритании

После Октябрьской революции «Мозаичное» яйцо было вывезено большевиками в Оружейную палату, где хранилось до 1933 года, когда контора «Антиквариат» продала его неизвестному зарубежномe покупателю за 5000 рублей. В мае того же 1933 года яйцо купил английской король Георг V в подарок королеве Марии. Так яйцо и оказалось в Королевской коллекции Великобритании, где находится и сегодня.

За несколько десятилетий фирма Карла Фаберже создала полсотни потрясающих пасхальных яиц, которые по сей день являются настоящими шедеврами ювелирного искусства и жемчужинами коллекций, в которых они хранятся.

Дорогой читатель, я искренне благодарна Вам, что дочитали до конца эту статью. Если статья Вам понравилась, поддержите ее лайком и подписывайтесь на мой канал.

С уважением, искусствовед Екатерина Илюшкина!