Первый и последний рейс «Титаника».
10 апреля 1912 года, Англия, Саутгемптон…
03 апреля 1912 «Титаник» прибыл в Саутгемптон. Незадолго до отплытия «Титаника», лайнер и его экипаж уже были готовы отправиться в плавание, когда возникло неожиданно препятствие. Вполне заурядное событие для Англии той поры. В стране началась забастовка шахтёров. Но именно в этот момент руководство «Уайт Стар Лайн приняло решение, ставшее первым в цепи случайностей, совпадений, недоразумений и сыгравшее свою роль в судьбе корабля. Уговаривая капитана и судовладельцев, убеждая и переплачивая компания выкупила весь уголь, имеющийся на складах и других судах. А далее словно последовала цепная реакция. Многие рейсы были отменены. Пассажиры сдавали купленные билеты и стремились попасть на «Титаник». Возможно единственное судно, которому следовало остаться в порту.
10 апреля 1912 года было настоящим праздником для британского города Саутгемптон. «Титаник» отправился, из местного порта в свое первое плавание конечной точкой должен был стать Нью-Йорк.
В первый рейс «Титаник» Лайтоллер должен был идти, как первый помощник капитана. Но прямо накануне отплытия капитан Джон Смит произвёл неожиданные перестановки в офицерском составе судна. Сам капитан прежде служил на корабле «Олимпик» и захотел привести оттуда своего старшего помощника – Генри Уайлда. Для этого старпому «Титаника», Уильяму Мэрдоку пришлось подвинуться и занять место первого помощника Чарлза Лайтоллера, Лайтоллер, в свою очередь, стал второго помощником – вместо Дэвида Блэра. А Блэру пришлось покинуть «Титаник», о чём он весьма сожалел. Спустя три дня, когда «Титаник» уже вышел в море. Блэр обнаружил в кармане ключ от сейфа с биноклями. В спешке и расстройстве он забыл передать его своему преемнику.
Символ могущества человека. Воплощенный в металле вызов любым силам природы. Ему ничего не страшно. Он велик, прекрасен и непобедим. Он открыл эру безграничного процветания. И нет такой силы в мире, которая могла бы ему помешать.… Но его судьба сложилась в ночь на 14 апреля 1912 года.
Северная Атлантика. 14 апреля 1912 года.
Это была удивительно спокойная ночь. Неподвижный океан, как черное зеркало. Даже в безлунную ночь они способны увидеть препятствие за 3 мили (6 километров), но только при наличии морского бинокля.
14 апреля, 23 часа 38 минут. Дистанция между айсбергом и «Титаником» - девятьсот метров.
Вперёдсмотрящий Фредерик Флит видит 650 метрах прямо по курсу темную глыбу высотой 30 метров. Он трижды ударяет в колокол, что означает «препятствие прямо по курсу». И звонит на мостик. Он говорит, что прямо по курсу лёд…
Но корабль слишком велик для быстрого манёвра. Как только прекратилось движение винта, снизилась скорость поворота. Инерционный путь «Титаника» составлял около 650 метров. Это равнялось расстоянию до айсберга именно в тот момент, когда он был замечен. Корабль не успел поменять курс.
Так 14 апреля, в 23 часа 40 минут, ниже ватерлинии гигантского лайнера была словно подведена черта длинной цепи случайностей, совпадений, недоразумений и человеческого честолюбия…
14 апреля 1912 года. 23 часа 40 минут. 41 градусов северной широты, 50 градусов западной долготы. Самый большой и надёжный в мире корабль с гордым названием «Титаник» на скорости 22 узла задел плавучую льдину весом 272 000 тонн. Подводная часть айсберга проскребла обшивку «Титаника» на 90 метров по правому борту. Но это «система непотопляемости» «Титаника» не была рассчитана. «Титаник» ушел под воду в 02 часа 20 минут. И бесконечные «если бы не» и «кто виноват». Кто виноват в этом?
1. - Если бы не было забастовок шахтеров. «Титаник» немедленно отправился, бы в плавание и не было бы встречи с айсбергом. Они разминулись бы друг с другом и отправились дальше сами по себе по североатлантическому маршруту. Айсберг спокойно бы дрейфовал и к концу 1912 года растворился в океанских водах, но у судьбы, к сожалению, были свои планы.
2. - Если бы при строительстве «Титаника» использовались не кованые железные, а стальные заклёпки, обшивка корабля выдержала бы столкновение с айсбергом.
3. - Если бы помимо водонепроницаемых отсеков, на «Титаник» была бы система контрзатопления, корабль удалось бы выровнять, и он смог бы дождаться помощи на плаву.
4. - Если бы на корабле «Калифорния» радист пошёл спать хотя бы на час позже, он бы успел принять сигнал бедствия с «Титаника», и «Калифорния» пришёл бы на помощь уже через час.
5. - Если бы на «Титанике» были бы красные сигнальные ракеты, вахтенные и на «Калифорнии» и «Самсоне» опознали бы сигнал бедствия, и к месту крушения быстро пришли бы два корабля.
6. - Если бы на «Титанике» оказалось достаточное количество шлюпок, удалось бы эвакуировать всех. Если бы шлюпки спускались на воду заполненными полностью, спаслось бы гораздо больше людей.
7. - Если бы капитан не затеял перестановки в экипаже прямо перед отплытием и Дэвид Блэр не забыл бы передать ключ от сейфа своему преемнику, у впередсмотрящего был бы бинокль и он смог бы увидеть айсберг за три мили.
8. - Если бы радист Филипс не был так занят частными телеграммами, он обратил бы внимание на последнее предупреждение судна «Калифорния» с точными координатами опасной зоны.
9. - Если бы капитан снизил скорость при вхождении в опасную зону, «Титаник» успел бы совершать манёвр.
10. - Если бы айсберг незадолго до этого не перевернулся, его сияющая белая поверхность была бы видна за милю.
11. - Если бы не было мёртвого штиля, местонахождение айсберга указали бы белые «барашки» на волнах вокруг него.
12. - Если бы в ту ночь светила луна впередсмотрящий увидел бы даже тёмный айсберг на 15 секунд раньше
13. - Если бы старший помощник Мэрдок не дал команду «СТОП МАШИНА». Корабль успел бы повернуть еще на несколько градусов. И тогда «Титаник» спокойно продолжил бы свой путь.
А тем временем, на дне Атлантики медленно рассыпается в прах символ могущества человека, воплощенный в металле вызов силам природы, - непотопляемый «Титаник». До сих пор самый знаменитый корабль в мире – это «Титаник», плавание, которого длилось всего лишь 4 дня 17 часов 30 минут…