Найти тему
Prichod.ru: Чем живет Церковь?

Снизшел еси в преисподняя земли…». Загадки пасхальной иконографии

Подходя на Светлой седмице к центральному аналою, новички в храме с удивлением рассматривают икону праздника. Подпись – «Воскресение Христово». А где гроб Господень, ангелы, жены-мироносицы? Более того: в другом храме мы можем увидеть на «праздничном» месте икону с совсем другим сюжетом… Попробуем разобраться в загадочной иконографии Праздника Праздников.

Действительно, существуют два основных типа пасхальных икон.

Первый тип – более древний, канонический, пришел к нам из Византии. Кроме «Воскресения Христова», этот образ имеет еще одно название – «Сошествие во ад».

Второй вариант появился в наших храмах сравнительно недавно – во времена Петра Первого, то есть в ХVIII веке.

Образ первый. Воскресение по канону

Перед нами предстают события Великой субботы. Совершив дело спасения, Христос исполняет последнюю букву ветхозаветного закона, положенного человеку: до Воскресения все умершие, независимо от своих нравственных качеств, попадали в ад. После смерти на Кресте спускается в ад и Господь. Но перед этим Праведником сам ад не устоял – сокрушились его врата, повержен его повелитель, Божественный Свет просветил тьму.

Как любая традиционная икона, образ содержит множество символов, значимых деталей. И главный символ – это выбор сюжета. Иконописец показывает не само событие, не момент Воскресения, а его цель – то, для чего была совершена крестная жертва Христова: спасение человечества. Поэтому на иконе и появляются люди – самые первые из спасенных.

Икона передает суть Светлого праздника: властным и торжествующим жестом Христос-победитель выводит узников ада из мрака греховного к свету Небесного Царства.

Рассмотрим подробнее новгородский образ XVI века.

1. Одежды Христа словно развеваются ветром: Он только что закончил движение вниз, к адским пропастям. Перекрещенные доски под ногами Христа – створки разрушенных адовых ворот.
1. Одежды Христа словно развеваются ветром: Он только что закончил движение вниз, к адским пропастям. Перекрещенные доски под ногами Христа – створки разрушенных адовых ворот.

2. Металлические детали – то, чем были замкнуты ворота ада (замки, цепи, ключи, гвозди, клещи…). Бездна черного цвета – адские пропасти. Иногда на их фоне изображается поверженный сатана.

3. Христос крепко держит Адама: не за ладонь, а за запястье. Адам поднимает руку неуверенно, охваченный «страхом Божиим». Адам и Ева протягивают руки к Спасителю, но сами не могут встать с колен. Их должен поднять Христос: «Без Меня не можете творити ничесоже».

4. Руки Евы, протянутые к Спасителю, закрыты краем одежды в знак благоговения (так же, «покровенными руками», Симеон Богоприимец берет на руки Младенца Христа на иконе Сретения).

5. Праведники изображены с нимбами, хоть и находятся в аду: к благодатному свету их приобщает Христос. Нимбы есть также у Адама и Евы – в знак прощения совершенного греха.

6. Пророк Давид и его сын Соломон.

7. Авель, сын Адама и Евы, – в зеленых одеждах, похожих на звериную шкуру. В руке – пастушеский посох.

8. Иоанн Креститель (Предтеча), принявший смерть от царя Ирода, встречает Христа и принимает благословение – жестом протянутой к Иисусу руки.

9. Пророк Моисей держит скрижаль с Десятью заповедями.

Образ второй. Наследие Петровской эпохи

-3

Этот более поздний вариант пасхальной иконы – «буквальный», содержит минимум символических деталей. Воскресший Господь выходит из гроба-пещеры. Он обвит погребальной плащаницей, рука поднята в победном благословляющем жесте.

Сюжет заимствован из западной живописи, поэтому и создается «живоподобно», то есть по законам светского изобразительного искусства (портрета, пейзажа).

Специалисты отмечают, что детали композиции не всегда соответствуют церковной традиции:

Рядом с пещерой изображаются Ангелы – в евангельском тексте они описываются как находящиеся внутри гроба.

Воины, стерегущие гроб, изображены спящими. На самом деле воины не спали (за это полагалась смертная казнь), а только, подкупленные первосвященниками, распустили слух, что заснули и в это время ученики Христовы унесли Его тело. Эта ложь должна была помешать людям поверить в Воскресение.

Камень, закрывающий вход в пещеру, часто изображается отодвинутым в сторону. Однако камень был отвален позже: это сделал Ангел, встретивший жен-мироносиц.

Воскресший Господь вышел из еще закрытого гроба – так же, как позднее Он, «дверем затворенным», явился в горницу к апостолам.

Подготовила Светлана АКИМОВА